20-05-04
Лидия САДЧИКОВА
Каталония-Челябинск
Гала была для него высочайшим явлением его жизни и центром мироздания. "Во-первых: Гала и Дали. Во-вторых: Дали. В-третьих: все остальные, включая опять-таки нас двоих", - написал он в "Дневнике одного гения". Он дал ей все, что может дать богатый человек любимой женщине, и даже больше, увековечил ее память подобно тому, как чтят святых.
Дали называл себя высочайшим гением своего времени и божественным Сальвадором. Любил и умел привлекать внимание. Ему всегда удавалось эпатировать окружающих. ведя странный образ жизни, он называл себя первым в мире хиппи. никогда не скрывал, что стремится к успеху, потому что успех приносит ему деньги и удобства.
...Я пишу эти строки, а мое сердце в Каталонии, одной из областей Испании. Вы спросите: откуда, мол, испанская грусть? Собственно, и не грусть вовсе, а восторг и благоговение. Они оттуда, где мне всегда хотелось побывать и удалось-таки: из города Фигераса, родины великого художника-сюрреалиста, и из селения Пуболь, в котором им был куплен замок в дар обожаемой супруге Гала, русской по происхождению, нашедшей упокоение в подземелье замка. Да и финал судьбы самого Сальвадора связан с этими двумя географическими точками. В Пуболе он мученически жил одинокой жизнью два года после кончины жены, словно охраняя склеп с ее останками, но при этом не расставаясь с кистью и написав 50 картин маслом. Электрический звонок для вызова слуги дал искру, и художника, страшно обгоревшего, едва спасли. Перевезли в Фигерас, где он поселился в театре-музее своего имени - самом любимом из сотворенных им произведений. Да там и был похоронен в 1989 году. Всего 15 лет отделяют нас от последних дней его жизни. Так что мы с ним жили в одно время! И мне наконец-то стал понятен символический смысл его часто повторяющегося изображения стекающих циферблатов часов, которое я когда-то с изумлением и волнением рассматривала в случайном журнале своего далекого советского детства.
Его и по сей день называют мистификатором, безумцем, провокатором. А между тем его "стекающие часы" всегда показывали точное время. И оно заполняло его жизнь тысячами явлений и событий, не растворяющихся в хаосе бытия. Я думала как раз об этом, когда бродила по комнатам замка Гала Дали в Пуболе, когда пыталась проникнуть в тайну творений, созданных гением и хранящихся в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе. Муж и жена, художник и муза, пережили несколько эпох, и им было комфортно в любой из них. Он творил, она вдохновляла. У них была своя страна любви и созидания. Они ушли, а страна осталась. Не страна даже, а целый мир. Из двух тысяч картин, книг, сценариев, поэм, очерков, декораций для спектаклей, диковинно оформленных витрин, дизайна мебели, ювелирных украшений, посуды, росписи по тканям, различных изобретений, что оставил он после себя. Мир особенный, своеобразный, спорный, эпатажный, будоражащий фантазию. "Страна Дали" - так называется одна из юбилейных выставок, которые сейчас проходят на родине великого художника в Испании. Нынешний год назван Годом Дали, и его юбилей с большим пиететом отмечается также во многих уголках планеты, особенно во Франции и США, которым Сальвадор и Гала отдали многие годы жизни. И даже Челябинск присоединился к празднованию, отметив его выставкой работ учащихся художественного колледжа, она проходит в бизнес-доме "Спиридонов".
В честь гения сюрреализма задумано и выполнено много проектов. Всемирно известный архитектор Даниэль Либескинд представил в Праге проект "Дворца Сальвадора Дали". Огромное здание оригинальной формы планируется построить на берегу Влтавы в центре чешской столицы к 2007 году. Завершена начатая в 1947 году совместная работа Сальвадора Дали и Уолта Диснея, им хотелось с помощью анимационной техники воплотить на экране мексиканскую балладу Армандо Домингеса "Destino". Сейчас бы это назвали музыкальным клипом. Племянник Диснея, Рой Э. Дисней, воплотил идею двух знаменитых мастеров в шестиминутный мультфильм. Земляки Дали из каталонского города Жероны решили соригинальничать и выпустили в его честь свиную колбасу местного сорта "Бутифарра", которую он очень любил, причем вес этого изделия равен тонне, длина - 850 метрам. Жеронские колбасники рассчитывают попасть в книгу рекордов Гиннесса.
Но что это по сравнению с теми выдумками, на которые он сам был способен! Когда он и Гала в начале их совместной жизни оказались в Париже перед лицом нищеты, а картины Дали не имели спроса, хотя Гала с утра до вечера неустанно бегала по галереям и агентам, пытаясь их продать, Дали сидел в их маленькой квартирке и включал мозги. Его воображение выдавало забавные изобретения, которые, впрочем, тоже не были тогда востребованы, а в более позднее время эти идеи можно было обнаружить в чьем-то рекламном бизнесе. Дали изобрел искусственные ногти с маленькими зеркальцами, в которые можно смотреться, прозрачные манекены для витрин, в которые надо наливать воду и запускать рыб, имитирующих кровообращение, вращающиеся скульптуры-вентиляторы, очки-калейдоскоп, которые следует надевать в машине, если вокруг скучные пейзажи, фотографические маски для современных репортеров, туфли на пружинках для облегчения ходьбы. И массу других неординарных и, с его точки зрения, практически полезных для нашего унылого мира вещей.
Ему никогда не было скучно. Он прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины и признания не обошли таких тем, как сексуальная революция, гражданская и атомная войны, нацизм, католическая вера, наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. Обо всем этом он рассказывает что-то немыслимое, шокирующее всех здравомыслящих людей и вместе с тем притягивающее к себе будто мощным магнитом. И в Фигерасе, и в Пуболе, и в третьей вершине "туристического треугольника" Дали - его доме в городке Порт-Льигат на берегу Средиземного моря - всегда многолюдно. Внимание приковывают и плоды его творческих фантазий, и коллизии его личной судьбы.
Невозможно представить жизнь Дали без его божества по имени Гала, урожденной Елены Дмитриевны Дьяконовой. Супруга, модель и муза. А еще, в пору безденежья, его кухарка, экономка и посыльная. Кто-то считает ее предприимчивой: дескать, ухватилась за богатого и знаменитого, чтобы устроить свою жизнь. Но ведь не сразу она стала миллионершей, путешествующей с мужем по всему миру, поигрывающей в рулетку, тщательно заботящейся о продлении молодости и ради этого одной из первых женщин согласившейся на пластическую операцию, одевающейся в наряды самых знаменитых кутюрье! Вместе они пережили разные периоды. И ни один из его замыслов не воплощался без ее участия, включая реставрацию замка в Пуболе и реконструкцию древнего здания под театр-музей Дали. Она не шла спать, пока он не положит на полотно последний на тот момент мазок. Тщательно следила за его здоровьем. С материнской заботливостью раскладывала по местам его вещи, так и не приучив его к порядку.
Дали "увел" ее от обожаемого ею мужа - знаменитого поэта Поля Элюара. Гала оставила дочь Сесиль, единственного своего ребенка, для которого так и не смогла стать матерью. Уже позднее, в 1982 году, когда Гала умерла, адвокаты Дали и Сесиль Элюар подписали в Мадриде соглашение, по которому Сесиль отказывается от своих прав на наследство, завещанное ей Гала, и получает за него денежную компенсацию и часть художественных ценностей.
У Дали и Гала потомков не было. "Великие гении производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила, - как-то сказал он. - Я хочу оставить в наследство лишь себя". Они сами относились другу к другу, словно дети, как бы играя всю жизнь спектакль, в котором были и актерами, и режиссерами, и сценаристами, а декорации - все, что их окружало. Он дал ей все, что может дать богатый человек любимой женщине, и даже больше, увековечил ее память подобно тому, как чтят святых. Она и была для него высочайшим явлением его жизни и центром мироздания. "Во-первых: Гала и Дали. Во-вторых: Дали. В-третьих: все остальные, включая опять-таки нас двоих", - написал он в "Дневнике одного гения".
Да, он называл себя высочайшим гением своего времени и божественным Сальвадором. Любил и умел привлекать внимание. Еще в годы школярства падал с лестницы, получая болезненные синяки, лишь бы его заметили. Ему всегда удавалось эпатировать окружающих. Как-то, будучи уже известным, приехал читать лекцию в Сорбонну на белом "Роллс-ройсе", заваленном головками цветной капусты. На каком-то светском приеме продемонстрировал "второе рождение", появившись неожиданно для всех из огромного яйца. Прошествовал по Парижу, неся огромный хлебный батон длиной почти 15 метров. Прибыл в Нью-Йорк в золотом одеянии на знаменитом изобретенном им "овосипеде": этот прозрачный шар, предлагаемый как новое средство передвижения, создан им на основе фантазий, порожденных внутриутробным раем. Одеваясь так, как ему нравилось, ведя странный образ жизни, он называл себя первым в мире хиппи.
Впрочем, его шутовство имело нешуточную основу: он так самовыражался. "Клоун на самом деле не я, а наше страшно циничное и бесчувственное общество, так наивно играющее в серьезность, что это помогает ему наилучшим образом скрывать собственное безумие", - написал он в автобиографии "Необыкновенное признание Сальвадора Дали". Он никогда не скрывал, что стремится к успеху, потому что успех приносит ему деньги и удобства. "Думается, самая желанная свобода на Земле заключается для человека в возможности жить, если так хочется, не испытывая нужды в заработке", - высказался он в "Дневнике одного гения". Став востребованным, он писал по одной картине в год, продавая ее за очень хорошие деньги, а остальное время отдавал бизнесу и коммерции. Занимался продажей литографий, сотрудничал с домами моды, разрабатывая рисунки костюмов, придумывал рекламу для авиакомпаний. Его имя красовалось на упаковках косметики и парфюмерии, на бутылках бренди и мебельных гарнитурах. "Дали лучше спится после получения чеков на большие суммы", - кокетливо признавался он. Но это были честные деньги, получаемые за честный, напряженный и бесспорно талантливый труд.
Кроме всего прочего, он оставил книгу "50 магических секретов мастерства". Это не учебник для начинающих художников, как может показаться. Это трактат, где разумные и практические советы перемежаются с иронией, но за сарказмом кроются его пусть эксцентричные, но гениальные способы находить вдохновение. Он советует, какое для этого растение лучше всего посадить рядом с мастерской, почему так необходим календарь (чтобы отмечать, как продвигается работа), как из остова морского ежа сделать подзорную трубу, с помощью которой художник узнает, что настала пора закончить работу. Он смеется, быть может, над самим собой, который и в своей реальной работе прибегал к тысячам различных ухищрений, лишь бы они приносили творческие плоды. Но хитроумный "безумец" в заключение дает главный магический секрет этой книги: "Когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать картину, совершенно необходимо, чтобы вашей рукой водил ангел". Так было и с самим Сальвадором Дали.
...В торговых лавках при музеях в Фигерасе и Пуболе я нашла и для себя "стекающее время" в виде серебряных серег и подвески. Не удержалась и от покупки парфюмерного набора "Сальвадор Дали", где крохотные флакончики, наполненные духами этой марки, копируют его знаменитые сюрреалистические фигуры.