20-05-05


Настоящий Колесников

Самый загадочный предприниматель Челябинска - о себе, бизнесе и своем первом миллионе

Предприниматель Олег Колесников - личность во многом мифическая. Оно и неудивительно. Колесников - человек непубличный. Его контакты с прессой строго ограничены. Между тем он входит в десятку самых богатых людей Челябинска, а о его влиятельности ходят легенды. Еще о Колесникове говорят, что он обладает поразительной способностью оказаться в нужное время в нужном месте - дар для предпринимателя поистине бесценный. Молод, энергичен, амбициозен:

Олега Колесникова считали предпринимателем, приближенным к экс-мэру Вячеславу Тарасову. Теперь, после смены власти в Челябинске, его то ли в шутку, то ли всерьез называют "опальным олигархом". Как бы то ни было, в СМИ участились критические реплики в адрес Колесникова, появились слухи о давлении на его бизнес и даже: об аресте предпринимателя. А что происходит на самом деле? Приоткрыть завесу "секретности" решил сам Колесников. В эксклюзивном интервью "Челябинскому рабочему" он впервые подробно рассказал о себе и о своем бизнесе. Единственное условие беседы - ни слова о прошедших выборах мэра и политике вообще.

- Если почитать газеты за последнюю пару месяцев, то может возникнуть ощущение, что Колесников - просто какой-то злодей: наживается на нуждах людей, строит где попало, законы не соблюдает:

- Думаю, что слово "злодей" категорически не подходит к тому, чем я и мои единомышленники занимаемся. Наверное, обо мне и нашем холдинге действительно плохо знают. Хочу сказать, что мы занимаемся не только аптеками. Приведу лишь несколько примеров из деятельности нашего холдинга. Пять лет назад мы купили Аргаяшскую птицефабрику, которая находилась в полном упадке. Трудности были огромные. Вложили туда большое количество денег, сменили три команды менеджеров, но результата все-таки добились. В первом квартале 2005 года мы первый раз получили прибыль, вышли на 500 тонн куриного мяса ежемесячно. Приобрели лакокрасочный завод, находившийся в запущенном состоянии. Для его реанимации тоже потребовались серьезные инвестиции. В сентябре прошлого года запустили фактически новое предприятие, которое является самым современным лакокрасочным заводом России. Завод оборудован по последнему слову техники, установлены германские линии по производству лаков и красок, все процессы управляются компьютером. Ставим задачу завоевать пять процентов российского рынка. У нас самая крупная в городе ресторанная компания, которая занимает 10-15 процентов рынка в Челябинске. Кстати, могу с гордостью сказать, что недавно наш кулинар Ксения Агу победила на открытом чемпионате России в Москве. В прошлом году Игорь Тумаркин стал чемпионом страны по кулинарному искусству: Что касается сети аптек "Классика", то мы входим в пятерку самых крупных сетей страны. А в свое время она начиналась с трех аптечных киосков:

- Говорят, что ваша аптечная империя выросла за счет приватизации бывших муниципальных объектов:

- Это неправда. В Челябинске сегодня 40 аптек "Классика", из них только четыре созданы на базе бывших муниципальных. Все остальные помещения либо куплены, либо построены заново. Занимаемся мы и промышленным бизнесом, всего в холдинг входит 26 самых различных предприятий. А это и рабочие места, и налоги, которые остаются в местном бюджете тоже. Поэтому обвинять меня в каком-то "злодействе" просто абсурдно:

- Олег Алексеевич, тогда поясните конкретную ситуацию вокруг строительства торгового комплекса во дворе дома по улице Цвиллинга, 36. Почему, к примеру, экспертиза отказалась дать положительное заключение по этому проекту?

- Действительно, региональная экспертиза отказалась в свое время дать положительное заключение, ссылаясь на то, что этот объект очень серьезный и сложный. В соответствии с ее же предписанием мы отправились в Москву, где находится головное управление экспертизы при Госстрое России. Там очень удивились такой постановке вопроса, но документы все-таки приняли. Мы прошли все необходимые согласования и в конце концов получили разрешение на строительство этого комплекса. Скажу больше: заключение столичной экспертизы мы дополнительно отправили на ознакомление и согласование в нашу областную администрацию. И снова получили "добро". Региональные власти посчитали строительство такого комплекса нужным и полезным для города. Тем более, что проект действительно уникальный, с интересной идеей. Трехэтажный торговый комплекс будет очень прогрессивным: эскалаторы, подземная парковка на 160 мест, система кондиционирования, картинная галерея, арт-кафе, так называемый фуд-корт - сосредоточение точек питания: Все как в лучших торговых центрах Москвы и зарубежных стран. Вот увидите: такого в Челябинске еще не было.

- А чем же тогда вызваны пикеты жителей дома?

- Надо уточнить, что речь идет о небольшой, хоть и активной группе пикетчиков. По их представлениям, проект не соответствует никаким нормам - ни экологическим, ни санитарным, ни пожарным: Свою позицию нам пришлось отстаивать неоднократно в судах. И теперь помимо заключения московской экспертизы мы имеем четыре судебных решения, подтверждающих нашу правоту. Кстати, 80 процентов жильцов разделяют нашу позицию. С ними был подписан договор, по которому мы обязуемся, по сути, благоустроить весь квартал, отремонтировать дом, заменить в нем системы канализации, водоснабжения, электричества. Любопытно, что этот дом оказался единственным в Челябинске, имеющим напряжение 127 вольт. Мы уже перевели его на 220 вольт. Заменили все сети, отремонтировали крышу. И все остальное сделаем, это я обещаю. Для нас вопрос престижа нашего холдинга - не пустой звук. Сказали - значит, сделаем.

- Олег Алексеевич, а что за история с появлением во дворе дома людей, вооруженных автоматами?

- Да, был такой эпизод. Все, что я могу сказать, - так мы защищали наш бизнес.

- Откуда взялись слухи о вашем аресте?

- Вот это мне самому было бы интересно узнать. Видимо, кому-то это было очень нужно: Пока в этом детально не разбирались. На самом деле никакого ареста не было. Но человек двести с лишним мне в этот день точно позвонили. Вопрос был один: "Ты где?"

- Олег Алексеевич, вы как представитель крупного бизнеса насколько комфортно чувствуете себя? Не появлялось мыслей перевести капиталы куда-нибудь на Запад, самому уехать?

- В этом году в России отмечен самый большой отток капитала за последние годы. Многие из челябинских предпринимателей тоже вкладываются в менее проблемный западный бизнес. Но, честно говоря, я бы не хотел следовать их примеру. Во всем мире к инвесторам относятся очень уважительно. Надеюсь, и у нас будет так же.

Наш холдинг инвестирует ежегодно десятки миллионов долларов. Конечно, теоретически предприятия можно продать и прикупить бизнес где-нибудь в Германии или во Франции. И жить там тихо и спокойно. Но, видимо, я рожден не для этого. Вырос здесь, работаю и уезжать никуда не собираюсь. Может быть, это звучит пафосно, но здесь, на Южном Урале, моя Родина. Даже не в Москве, а именно в Челябинске. Не верьте тому, кто говорит, что наш город - отсталый и провинциальный. Это крупный индустриальный центр, у которого блестящее будущее. Я в этом искренне убежден. Поэтому будем продолжать инвестировать средства в наш регион, увеличивать его стабильность, силу. Как работали, так и будем работать дальше. И торговый комплекс за площадью Революции обязательно достроим.

- Не хотите заняться политикой?

- Нет. Никогда этим не занимался и не собираюсь. Главное, нет желания. Я считаю, что каждый должен заниматься тем, что у него лучше получается. Мое призвание - бизнес.

- Скажите, вам все равно, на чем делать деньги?

- Изначально так и было: если на рынке появлялись хорошие предложения купить тот или иной бизнес, мы его брали. Потому что знали, что завтра все это будет стоить на порядок дороже. Отсюда у нас и появилось такое разнообразие компаний. Сейчас мы занимаемся диверсификацией бизнеса. От чего-то избавляемся, сосредоточиваемся на трех-четырех направлениях, где у нас лучше получается.

- Олег Алексеевич, почему у вас в бизнесе нет совладельцев? Не доверяете?

- Не доверял! Девять лет. Лишь недавно изменил точку зрения. Есть понимание того, что некоторые вещи проще делать вдвоем, втроем. Бизнес в России становится более цивилизованным, и, чтобы добиться серьезного результата, необходима концентрация финансового, административного ресурса, знаний и опыта. Теперь у меня есть компаньоны, и я этому рад.

- А почему раньше не доверяли?

- Был горький опыт в 1995 году:

- Если не секрет, какой?

- Вообще бизнесом я занимаюсь с начала 1989 года. Работал помощником брокера на бирже, потом брокером, заместителем директора фондовой биржи: К 1993 году была создана серьезная компания, мы брали кредиты до 600 тысяч долларов (по тем временам это были большие деньги, примерно три-пять миллионов долларов сегодня). В числе прочего мы занимались поставками медикаментов. И все вроде было хорошо. Но однажды мы заключили договор с областным госпредприятием "Фармцентр" на поставку средств для наркоза. В Москве в бумагах неправильно указали одну букву в названии предприятия. Казалось бы, подумаешь, техническая ошибка? А тогда, в 1995-м, "за одну букву" я провел три месяца в СИЗО. Как раз в это время в Челябинске раскручивалось медицинское дело. Не особо разбираясь, "на всякий случай" арестовывают меня, моего помощника, начальника областного аптечного склада, еще нескольких человек: Пока разбирались, вникали в суть дела, прошло три месяца. И вот когда я из тюрьмы вышел, от компании осталось... три аптечных пункта. Ни денег, ни собственности. Мои бывшие компаньоны, в том числе и те, кого я считал друзьями, просто разбежались. Это и был тот самый горький опыт и урок на всю жизнь. С тех пор у меня взгляд на дружбу в бизнесе изменился.

- А что было после 1995 года?

- Из собственности осталась старая "Тойота". А еще у отца дома были три с половиной тонны нержавейки. Все это находилось в непотребном виде, было разбросано. Я мыл листы, складывал их в пачки, выравнивал уголки. Потом взял в аренду "КамАЗ" с водителем, сам с ним ездил, менял нержавейку на колеса, колеса на черный металл: Естественно, с немалой выгодой для себя. Это было очень интересное время, по сути, "золотая лихорадка" России. Надо было только уметь менять. Вы не поверите, но месяцев за девять я вернул себе все, что имел до 1995 года!

- Можно ли сейчас провернуть нечто подобное?

- Уже лет пять-шесть, как все закончилось. Теперь нужно иметь на рынке конкурентное преимущество: низкие цены, сильный менеджмент:

- Олег Алексеевич, о вас говорят, что вы очень жесткий руководитель, а ваша компания наступательно и даже агрессивно ведет себя на рынке. Насколько это соответствует действительности?

- В этом есть доля правды. Темпы нашего развития действительно очень быстрые. Всегда пытаемся сделать больше, чем можем, и вложить больше, чем у нас есть. По такому же пути идут и другие динамично развивающиеся компании.

- По какому принципу вы подбираете кадры?

- Вы знаете, в разное время я работал и с родственниками, и со знакомыми, и с людьми "по рекомендации": В настоящее время критерий один - профессионализм. Есть возможность платить людям хорошие деньги. Но и работать они должны соответственно. Вот так все просто и понятно.

- Традиционный вопрос: как вы заработали свой первый миллион?

- На телевизорах александровского завода "Рекорд". Пардон: это, наверное, был второй. Первый был сделан на установке автоматического освещения в подъездах и на кодовых замках. Сначала надо было нажать кнопочку, лампочка загоралась и потом гасла, уже автоматически. Так вот, в 1989 году это было продвинутое направление в бизнесе. То же самое и с кодовыми замками. Это потом люди стали ставить их за свой счет.

- А что все-таки вы делали с телевизорами?

- Друзья попросили меня помочь организовать отгрузку телевизоров с александровского завода (127 километров от Москвы в сторону Владимира), и я полетел в столицу. Но первым делом нужно было заинтересовать сбыт. Помню, как я продал "пробные" девять телевизоров в Москве. В Столешниковом переулке купил переноску, прямо на улице поставил стол, торговал: Часа через три-четыре все телевизоры успешно "ушли". Я вернулся на завод, договорился со сбытом. Потом у меня завязались хорошие отношения с руководством предприятия: В результате я грузил и грузил телевизоры вагонами. В Челябинск их пришло, наверное, больше сотни: Они поступали в Торговый центр, "Молодежную моду", другие магазины и быстро расходились. Было самое начало 90-х годов - время повального дефицита. Разумеется, на этом мы очень хорошо заработали.

- А правда, что вы однажды продали: самолет?

- Эта забавная история случилась, когда я еще был студентом ЧПИ. На одной из площадей у нас в Красногорске стоял фюзеляж самолета. Помните, тогда, в конце 80-х - начале 90-х, в них нередко размещались кафе, видеосалоны? Наш самолет никоим образом не использовался. И я подумал: а почему бы его не продать? Договорился с местным ОРСом, заплатив какие-то символические деньги. Там мою идею приняли с восторгом, поскольку самолет был вообще никому не нужен. Встал вопрос: как продавать его? Надо было дать объявление. Я пришел в газету (кстати, это был "Челябинский рабочий") и написал объявление о продаже самолета. Долго объяснял сотрудникам рекламного отдела, откуда он у меня взялся. Но объявление в "Челябинском рабочем" так и не приняли. А самолет я потом все-таки продал, дав объявление в одной из специализированных газет. Вахтер общежития, где я тогда жил, была крайне удивлена, когда потенциальные покупатели спрашивали, где живет парень, который торгует самолетом.

- Вы окончили энергетический факультет Челябинского политехнического института. Мечтали стать энергетиком?

- Отец у меня в свое время учился на приборостроительном факультете ЧПИ. По его примеру туда же решил поступать и я. Но недобрал полбалла. И пошел на энергофак. Там, кстати, будучи студентом, и познакомился со своей будущей женой.

- Говорят, вас трудно застать в офисе:

- Большую часть рабочего дня я провожу, пожалуй, в машине. Много компаний, находящихся в разных местах, много встреч, переговоров, командировок. Не вижу смысла безвылазно сидеть в офисе.

- Где вы предпочитаете отдыхать?

- 90 процентов суббот и воскресений я провожу в Красногорске. Родительский дом находится в десяти километрах от Красногорска, практически в лесу. Там я отдыхаю от городской суеты. В качестве туристов бываем за границей, на Западе.

- Что вам нравится за границей?

- Поскольку я гурман, то мне интересно знакомство с местной кухней. Особенно люблю французскую и японскую кухню, дорогие вина. У меня очень хорошо развито обоняние. По запаху могу определить, насколько хорошо приготовлено то или иное блюдо, какие специи использованы. Наверное, я мог бы работать поваром:

- Есть ли у вас кумир?

- Сейчас - нет. В молодости я хотел быть похожим на Фрэнка Каупервуда, главного героя романа Драйзера "Финансист". Мне импонировали его целеустремленность, смелость идей, размах деятельности.

- Расскажите о своей семье.

- У меня есть жена, она руководит сетью аптек "Классика", трое детей. Старшей дочери - 15 лет, сыну - пять. Недавно родилась еще одна дочь, ей сейчас восемь месяцев. Так что забот прибавилось не только в бизнесе, но и в семье.

- Вы связываете жизнь своих детей с Россией, с Челябинском?

- Да, я хочу, чтобы они жили и работали в нашем городе.

Александр СКРИПОВ

Олег Колесников родился в городе Красногорске Челябинской области 11 сентября 1968 года. С 16 лет живет в Челябинске. Служил в Советской армии в 1987-1989 годах. В 1992 году закончил энергетический факультет ЧПИ. В этом же году организовал свою первую компанию - фирму "Картель", занимавшуюся куплей-продажей товаров народного потребления и электротехническими работами. В настоящее время возглавляет группу компаний "Платина". Женат, трое детей.