20-05-98
Обязательное страхование на транспорте введено президентским указом. Каждый человек, покупающий билет на поезд, автоматически страхуется от несчастного случая, который может произойти в пути, московским "Железнодорожным акционерным страховым обществом" ("ЖАСО"). Взнос включается в стоимость билета, и такой порядок просто так не отменишь.
Нарекания у челябинского управления антимонопольного комитета вызвало добровольное страхование, которое на Южно-Уральской железной дороге проводит местный филиал столичной компании. Насторожила особая теплота отношений ЮУЖД и ЗАО "ЮжуралЖАСО". По словам работников антимонопольного управления, руководство дороги указывало своим низовым структурам на то, что нужно развивать страховую деятельность. Опиралось же, и в этом все дело, на одну-единственную фирму. Договоры о сотрудничестве с "ЮжуралЖАСО" заключили дирекция по обслуживанию пассажиров и станция Челябинск-Грузовой. Это и было расценено как ограничение конкуренции на рынке услуг, предоставление преимуществ одному юридическому лицу. Если б железная дорога сотрудничала с несколькими страховыми обществами или победителем, выявленным среди них на открытом конкурсе, тогда...
Совместная деятельность развивалась своеобразно. "Пассажирам, приобретающим билеты на поезда ближнего и дальнего следования, предлагали застраховаться, не заостряя внимания на том, что страхование это добровольное", - рассказывает начальник отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства Наталья Полякова.
Корреспондент "Челябинского рабочего" побывал на челябинском вокзале, чтобы увидеть кассиров "при исполнении". Давления на клиентов с их стороны не заметил. Но цифры, которые привел один из железнодорожных начальников, уж очень красноречивы: добровольным страхованием в Челябинске охвачено 35-37 процентов пассажиров железнодорожного транспорта. Кто бы мог подумать, что каждый третий пассажир настолько проникнется мыслью о превратностях судьбы, что пожелает застраховаться дважды? Это при нашей-то надежде на авось? Что-то здесь царапает.
- К нам в управление обращались хозяйственники, - продолжает Н. Полякова. - Они говорили, что навязывается страхование при отправке грузов. Предприятия, были и такие жалобы, вынуждают платить под предлогом того, что груз не отправят, не подписывались приказы об их переадресовке.
Антимонопольное управление убедило руководство дороги пересмотреть позицию. Дирекция по обслуживанию пассажиров и станция Челябинск-Грузовой расторгли договоры с "ЮжуралЖАСО". В конце апреля дело в этой части было закрыто. Но кое-что интересное осталось без внимания.
Одним из учредителей "ЮжуралЖАСО" выступила Южно-Уральская железная дорога. Причем ей в соответствии с учредительным договором должен был принадлежать контрольный пакет ЗАО. Теперь, наверное, яснее, почему партнеры так близки, что слов не нужно.
"ЮжуралЖАСО" и ЮУЖД - два самостоятельных предприятия. Фактически же это все равно, что называть разными юридическими лицами две руки одного тела. Генеральный директор "ЮжуралЖАСО" Валерий Дворников говорит: железная дорога не получает прибыли от страхования, только дивиденды. А что, этого мало?
За последние год-полтора ЮУЖД трижды попадала в поле зрения антимонопольного управления. Да и нынче, несмотря на промежуточную развязку, полного взаимопонимания не достигнуто. Совмещение товарными, билетными кассирами своих прямых обязанностей с обязанностями страховых агентов выделено в отдельное производство. "Все сделано в соответствии с Гражданским кодексом", - возражает В. Дворников. Но Н. Полякова и ее коллеги настаивают на том, что признаки нарушения антимонопольного законодательства все же есть.
Евгений КИТАЕВ.