20-05-98


Дикари за рулем,

или почему в Челябинске с трудом приживаются блага автоцивилизации

Недавно на нашу холостяцкую вечеринку пришел приятель со своей женой. Сами понимаете, в исключительно мужском обществе молодой женщине было явно неуютно. Да и мы чувствовали себя не в своей тарелке: рукавом не занюхаешь, о бабах не поговоришь. Приятель только руками разводил: "Ничего не могу поделать, парни, я же за рулем, а выпить с вами хочется. Сейчас вот надерусь, а как домой возвращаться: столбы телеграфные считать? Только она и выручает". В подтверждение своих слов он лихо замахнул 100 граммов и передал жене ключи от автомобиля. Закусил, посмотрел ласково на свою верную супругу, погладил ее плечико и довольно выдохнул: "И никакое "пьяное такси" не нужно..."

Служба "Автопилот" существует в Челябинске совсем недавно, а прозвище "пьяное такси" закрепилось за ней довольно прочно. Организована она при Всероссийском обществе автомобилистов, которое, кстати, на будущей неделе отмечает свое 25-летие.

- Нам есть чем похвалиться к юбилею, - говорит председатель областного совета ВОА Михаил Матвеевич Проломов, - но вот "Автопилот" больших успехов пока не добился. Просто нет заказов, люди предпочитают водить машины в пьяном виде, а нам не звонят. Жаль.

Действительно, отсутствие заказов удивляет. Ведь придумано все идеально. Подобно моему приятелю, вы едете в гости к друзьям с желанием чего-нибудь выпить. Брать с собой жену и доверять ей потом руль - не самый лучший выход. Женщину элементарно жалко, да и не у всех есть такие послушные жены. Рисковать своим здоровьем, управляя автомобилем в нетрезвом виде, опасно. Так позвоните же в "Автопилот", в нужное время и в нужное место вам пришлют опытного водителя-перегонщика, который на вашей же машине доставит вас домой, к очередному другу, любовнице, да куда угодно, смотря сколько заплатите.

Звучит заманчиво, а все равно у ВОА ничего не получается. Люди или жен терзают, или гоняют пьяными. При этом сами калечатся и пешеходов давят. Согласно статистике ГАИ, количество водителей, управляющих машиной в состоянии алкогольного опьянения, продолжает расти, никакие штрафы не помогают, нарушители лезут на рожон.

- Менталитет у нас такой, - печально усмехается зампредседателя облсовета ВОА Анатолий Гаврилович Лупарь. - Ну привык наш народ только на себя полагаться. Лучше он машину разобьет, чем ее кому другому доверит.

Опытный автомобилист, безусловно, прав, поэтому и буксуют пока "Автопилот" и другая сервисная служба, которую придумали в ВОА.

- Я был в Германии, - снова рассказывает Лупарь, - немцы же со своими автомобилями проблем не знают. И пьяного до дома там доставят, и если сломался на дороге - чинить самому не надо. Все за тебя сделают, только деньги плати.

Тем не менее облсовет Всероссийского общества автомобилистов не унывает. Еще одно повторение западного опыта на челябинской земле - скорая передвижная автомобильная служба. "Газель" с крупными буквами СПАС на бортах готова выехать на помощь с восьми утра до восьми вечера. Заглох ваш автомобиль, застучал двигатель, да хоть карданный вал отвалился или бензин закончился - не надо голосовать на дороге и просить незнакомых водителей отбуксировать вас до ближайшего автосервиса.

- За время работы мы уже примерно знаем, что чаще всего ломается на челябинских дорогах, - говорит Анатолий Гаврилович. - Опытные автомеханики всегда возят с собой необходимые запчасти и тестеры для быстрейшего обнаружения причины поломки. Сейчас ведь появилась такая категория водителей, их еще называют - "чайники". Купили модную марку, еле-еле научились управлять, а самостоятельно не сумеют устранить простейшую неполадку. Зимой был случай, молодой владелец новенькой "шестерки" не мог даже завести свою машину. Наши ребята быстро почистили свечи и контакты, и ВАЗ с пол-оборота завелся. На проспекте Ленина как-то профессор на "Мерседесе" встал. Механики со СПАС-автомобиля вычислили - от стартера отвалились проводки, и через десять минут профессор жал ребятам руки. К сожалению, таких заказов у нас за день - один или два. Не хотят люди пользоватся сервисом, боятся или денег жалеют, не знаю.

Анатолий Гаврилович еще долго делился со мной планами по внедрению цивилизации в автомобильную среду Челябинска. А я вспоминал ту вечеринку, своего приятеля и глаза его жены. Честное слово, знала бы она про новинки ВОА, тут же бы позвонила. Не мучайте жен, мужики, пользуйтесь благами цивилизации!

Виктор НАЙТЛИ.