20-05-98
Ну почему мне так не везет с парикмахерами? Волосы, они растут, их же надо в порядок приводить. Долгие годы я брожу по всевозможным салонам, знакомлюсь с милыми, и не очень, девушками с ножницами в руках, старательно записываю их телефоны. Но второй раз "обслуживаться" прихожу мало к кому. Почему?
Первый удар мне нанесла одна не очень молодая дама. Я пришла в этот салон, пользующийся хорошей репутацией, в жуткие зимние холода. Горячей воды, как водится, не было. Дама зачерпнула ковшик из бачка с кипятильником, кое - как смыла шампунь, обернула мою голову полотенцем и посадила в кресло. Сижу я, с волос капает, подмерзать начинаю. Вижу, моя дама включает в сеть электрощипцы. Зачем это, думаю, до укладки еще далеко. А она улыбнулась мне: "Я сейчас, быстренько". Пока она накручивала себе букли, я окончательно закоченела, хотела было устроить скандал, но куда побежишь с мокрой головой. Так и дождалась я своей очереди за номером два. Номер первый, конечно, важнее. И любимее.
Не так давно в большой моде было мелирование. Это когда высветляются отдельные прядки вашей шевелюры. Так вот, накрасила меня очередная цирюльница. Сижу я, а раствор уже по плечам течет. Она потрогала, посмотрела. "Сидите, - говорит. - Все нормально". А сама сначала перекурить пошла, а потом села в нарды играть. После партии очередь и до меня дошла. Еду потом я в троллейбусе с новой прической, а люди на меня заглядываются. Я горделиво головкой покручиваю, чувствую себя прехорошенькой. Приехала на работу, коллеги так и ахнули: "Что это у тебя на затылке? Зебра какая-то. Ужас. Как ты по улице-то шла?" Взяла я зеркальце, взглянула на свой затылок, а там бесформенные пятна, кляксы, специально такой "авангард" не придумаешь. Я-то себя сзади не видела, но мастер! Как она могла выпустить меня на люди с таким "тылом"? Пришлось повязаться платочком, и к ней. Она глаза отводит: "Я вам сейчас переделаю". Ну нет, подумала я, второй раз я к тебе не сяду. Она вернула деньги, я отдала их другому мастеру, та закрасила мою "зебру", а с мечтами о светлых прядках пришлось распрощаться надолго.
Вообще-то, я написала немало хороших материалов о парикмахерах. О том, что они в Челябинске стали серьезной творческой силой. Каждый год проводят профессиональные конкурсы, участвуют в фестивалях моды и показывают там просто чудеса своего древнейшего искусства. Пришлось мне побывать и на экзаменах в учебном центре, цирюльники для получения дипломов разработали и сотворили по своему уникальные прически. Все это так. Но парикмахерское искусство отличается тем, что востребуется людьми каждый день. Ты приходишь в салон, чтобы из тебя сделали нечто более привлекательное и очаровательное. И тут попадаешь в руки ремесленника. Хорошо, если он твердо знает,как обращаться с ножницами и расческой. Но это еше полдела. Неплохо бы знать,как следует обращаться с людьми. В частных, дорогих салонах уже поняли, что именно такое умение
может принести успех.
Мне запомнилось, как на том экзамене в учебном центре член экзаменационной комиссии сделал замечание одной из дипломниц. Она вышла перед комиссией в кроссовках и джинсах, непричесанная и без грима. Девушка смутилась: "Я всю ночь готовилась, не успела..." Слабое оправдание для человека, который должен выходить каждый день на работу, как на сцену. Ведь по внешнему виду парикмахера можно довольно точно определить уровень его мастерства. Редкая женщина отдаст себя в руки неопрятно одетой, растрепанной цирюльнице. А за долгие годы блуждания по салонам я видела немало таких "мастеров". Они без колебания дадут тебе бывшее в употреблении полотенце ("стирать не успеваем"), запустят в твои волосы расческу, на которой остались волосы предыдущей клиентки. И вежливости от таких дам ждать не приходится. Однажды во время укладки я испытала совершенно определенное чувство, что я - личный враг парикмахерши. Она прямо-таки с остервенением таскала меня за волосы щеткой, потом обжигала феном и плойкой. Я пыталась ойкать и сопротивляться, но она осаживала: "Да нельзя с вашими волосами по-другому, прическа держаться не будет". Во время всей этой пытки к ней поминутно подбегала подруга: "Ну,ты скоро? Обедать пора..." Через час я была приглашена на торжество, поэтому вынесла все. И зря. Результат мучений оказался таким, что пришлось срочно мыть голову, чтобы избавиться от "депутатского" начеса.
Сколько раз я уже зарекалась заходить в случайные парикмахерские. Но работа и образ моей жизни так динамичны, что очень трудно спланировать поход в салон. Еще с утра думаешь, что спокойно проведешь день за рабочим столом. И вдруг - звонок. Срочная встреча, открытие выставки, презентация. С самодельной укладкой там показываться вроде бы неприлично. Вот и бежишь туда, где поближе да поскорей.
А признанные лидеры парикмахерского искусства совсем "обюрократились". Раньше можно было просто позвонить и записаться на определенное время. Теперь телефон не помощник. Нужно приехать на другой конец города и заплатить аванс. Я пожаловалась однажды владельцу этого салона на излишние формальности. Но он был тверд. По его мнению, такой порядок очень дисциплинирует и мастеров, и клиентов. Вы можете записать в свой "оганайзер", что у вас в такой-то день, в такой-то час посещение салона, и живите спокойно. Можете также поручить своей секретарше напомнить вам об этом событии, а личный шофер съездит заплатит аванс. Так и поступают большинство клиентов. Но и с ними случаются казусы. Один немецкий бизнесмен однажды опоздал, так с него потребовали неустойку, он оплатил вынужденный простой мастера. Немец сначала обиделся, а потом подумал и осознал справедливость этой санкции. В его родной стране с ним поступили бы точно так же.
Нам, наверное, нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к сервису по-европейски. А что касается мастеров,то они здесь действительно стараются вести себя так, чтобы клиент чувствовал себя единственным. В то время, что отведено на тебя, парикмахер будет заниматься только тобой. Даже если ему очень хочется обсудить с подругами вчерашнюю вечеринку или фасон нового платья. Тебе предложат кофе, сок и даже шампанское. Чувствуешь себя светской дамой. Приятно...
Но все описанное реально пока,увы, только в одном, от силы в трех салонах Челябинска. Может быть, и другие Фигаро почувствуют очевидную выгоду хорошего отношения к клиентам?
Ваша навек
ИНГА.