20-05-98


Пусть себе торгуют?

"Вероятные приключения китайцев в России", "ЧР", 13.03.98 г.

Чем пугает журналист?

Не знаю, вольно или нарочито придал своей статье "Вероятные приключения китайцев в России" пугающую тональность журналист Лев Лузин, но я думаю, что это не очень честно - толкать своих читателей, которые знают о Китае и русско-китайских отношениях, к сожалению, весьма и весьма мало, на раздувание очередной "фобии".

Начну с цитаты: "Не случайно будущий век называют веком азиатов". Некорректно дважды: во-первых, не "веком азиатов", а веком Азиатско-Тихоокеанского региона и, во-вторых, что Лузин - европеец "чистых кровей"? Что, наша страна - не евро-азиатская и считать себя "азиатом" плохо или стыдно?

Следующая "страшилка": "Не ассимилируют ли они нас, не станем ли мы немножко желтыми и прищуренными?", "официально зарегистрировано менее десяти браков, есть фиктивные". Разве это угрожающие цифры? "Женившись, получают вид на жительство, а затем гражданство"... Ну, и что? Во всем мире это всегда было и будет, сколько наших российских граждан и гражданок связывают свою судьбу с немцами, чехами, американцами, турками, эфиопами?

Да, конечно, трудно приходится нашим правоохранительным органам разобраться в создавшейся кутерьме, не ими заваренной, и в условиях, когда самым надежным документом стали купюры. Из всей статьи я полностью согласен с разделом "Кому это выгодно?" Я думаю, что трудности также создаются из-за отсутствия знаний специфических интересов, особенностей национальной психологии и культуры народа, с которым приходится работать нашим административным и правоохранительным органам, да и "простым" гражданам, поэтому ответственность журналиста за взвешенность материала очень велика. Корреспондент пишет: "На фотографиях - все на одно лицо" (я думаю, что это он пишет со слов ущербного чиновника), а, вы думаете, мы на фотографиях для них - "не на одно лицо?" Вот вам уровень "специалистов", взявшихся за урегулирование очень сложных взаимоотношений.

Немного истории. Конфликты, противостояния, вражду и войны создают не народ, не простые люди, а политики. Веками русские и китайцы в приграничных районах жили мирно. Например, "спорные" для политиков острова на реках поколениями использовали совместно: наши вывозили коров на летнее содержание, косили сено, китайцы ловили рыбу, заготавливали всякие корешки. Не было случая, чтобы у кого-нибудь пропала сеть. Китайцы на лодках везли в наши больницы своих рожениц. И таких примеров сотни. Были и контрабандисты (охотники за пантами, женьшенем, диким маком), были и спиртоносы, но все это - под пристальным вниманием пограничников, все тропы были "на замке", все знали друг друга в лицо. А что сейчас? Съездите - узнаете!

И еще из истории. Иммиграция китайцев и корейцев в Россию началась еще в 60-е годы XIX века, и первая попытка правового регулирования переселения и въезда была предпринята в 1884 году. Император Александр III подписал "Условия временного проживания корейцев и китайцев". Согласно им, осевшие на русских землях ранее 1884 года должны считаться русскими подданными, а всем остальным устанавливался срок пребывания два года. При наличии корейского или китайского гражданства, паспорта для пребывания в России сроком более одного месяца должны были обмениваться на вид на жительство - "платные годовые русские билеты", в 1889 году плата составляла пять рублей и была, "необременительной для зарабатывающих".

В конце XIX - начале XX века иммиграция корейцев и особенно китайцев росла быстрыми темпами, вызывая все большую озабоченность местных и центральных российских властей. Надо сказать, что власти серьезно регулировали иммиграционную политику (лжетуризма, конечно, не было). Был принят "тезис" (сейчас сказали бы "концепция"): "дабы не колебать принципа "Россия для русских", необходимо прилив к нам иностранцев подчинить строгому контролю" (вот так, и националисты довольны, и инициатива за властью). Были и другие мнения. Генерал-губернатор Унтербергер, например, писал: "Я не враг корейцев, как это принято думать - но не могу согласиться с мнением моих предшественников, считавших, что пустынный край нужно прежде всего заселить хотя бы и корейцами. Я предпочитаю пустыню, но русскую, чем край возделанный, но корейский". И это писалось в 1901 году.

Так что версии автора о "тихой экспансии", о том, что соседи, облизываясь, смотрят на Сибирь и Дальний Восток, не новы. И автор предстает в своей публикации достойным последователем царского генерал-губернатора.

С началом 1-й мировой войны регулирование закончилось: российские фабриканты были крайне заинтересованы в дешевой рабочей силе, взамен призванных в армию работников своих предприятий. Что ж, история повторяется. Сейчас новым русским "фабрикантам" тоже выгодна дешевая рабсила, хотя они гораздо циничнее: подвергают своих работников деградации безработицей.

Ну, а насчет того, что китайцев много стало, а нас мало... Да так было и двести, и сто лет назад. В Китае, несмотря на политику ограничения рождаемости, растет население, а мы, россияне, потихоньку вымираем. Опять виноваты китайцы?

Искренне желая найти с корреспондентом согласие, хочу закончить его же словами: "История посмотрит, хватит ли у нас благоразумия". Пока мы с китайцами будем разговаривать по-английски - результаты будут близкие к нулю, поверьте человеку, не только по книжкам знающему затронутый в статье вопрос. Россия прежде всех стран вышла на деловой контакт с еще императорским Китаем и всегда славилась прекрасными "толмачами", да и китайцы знали отлично русских и русский язык.

Игорь КИРСАНОВ.

г. Челябинск.

Выход не найден

Статья журналиста Л. Лузина "Вероятные приключения китайцев в России" обсуждена руководством милиции общественной безопасности УВД Челябинской области. Проблемы, поднятые в статье, очень актуальны и находятся на постоянном контроле УВД.

Все иностранные граждане, въезжающие на территорию области, проходят регистрацию в паспортно-визовой службе. Контроль за их проживанием осуществляют органы внутренних дел по территориальности. В то же время на территории области (в основном в Челябинске) незаконно находится значительное количество граждан КНР.

Данная категория иностранных граждан въехала в Российскую Федерацию по туристическому обмену через Приморский и Хабаровский края, Иркутскую и Читинскую области, используя безвизовый порядок пересечения российско-китайской границы, введенный в 1992 году.

Иммиграционное законодательство не позволяет указанным территориям в достаточной степени осуществлять эффективный контроль за данной категорией иностранных граждан в части их своевременного возврата на родину в соответствии со сроками туристических ваучеров, выданных в Российском консульстве в КНР.

В связи с отсутствием достаточных средств для депортации данной категории иностранных граждан в установленном законом порядке УВД области видит решение данной проблемы в создании экономической нецелесообразности их нахождения на территории области. Для этого необходимо создать условия невозможности ввоза и реализации товара, а также проживания их на территории области. Это комплекс мероприятий, который зависит не только от органов внутренних дел области.

Решение данного вопроса через предлагаемую легализацию на определенный срок УВД области считает не выходом из создавшегося положения. Легализация может привести к созданию прецедента, который повлечет резкий дополнительный приток этой категории иностранных граждан на территорию области.

О. КОРОТКОВ,

заместитель начальника

милиции общественной

безопасности УВД

Челябинской области.