20-06-02


Город на "мазутной бочке"

В Златоусте методом "народной стройки" строят мост, который спасет долину Ая от экологической катастрофы

Около десяти лет местные власти вынашивали планы его строительства, но дело сдвинулось с мертвой точки лишь при нынешней администрации. Отсыпка дамбы началась параллельно проектным работам методом народной стройки, на участие в которой дали добро более тысячи предприятий и организаций разных форм собственности. Крупные предоставили автомобили и механизмы, большинство других - финансы из расчета в среднем 700 рублей на каждого работающего. На сегодняшний день в сооружении дамбы посильно участвуют 430 юридических лиц. Почему в городе мастеров такое огромное значение придается этой стройке?

- Старая плотина, которая сейчас служит транспортной магистралью, связывающей районы города, старая - нынче ей исполнилось сто лет, - рассказывает куратор строительства, директор муниципального фонда реконструкции Иван Рустин, - находится в ветхо-аварийном состоянии и может рухнуть при повышении уровня воды в городском пруду. Опасность заключается не только в том, что обильный паводок способен нарушить плотину, затопить территории ряда предприятий и прилегающие жилые кварталы, а также населенные пункты в долине реки вплоть до города Кусы. Разрушение плотины грозит еще и экологической катастрофой. На территории бывшего завода имени Ленина во время войны были зарыты в грунт пять тысяч тонн мазута, который сейчас невозможно достать и использовать. Если, не дай Бог, прорвет плотину, хлынувшая из пруда вода размоет хранилище мазута. Из Ая грязь попадет в реку Белую, оттуда - в Волгу.

Сами златоустовцы при таком развитии событий пострадают более всего, поскольку к мазутовым рекам добавится еще одно серьезное бедствие: оголится дно пруда с его иловыми отложениями, в которых, говоря словами Рустина, "вся таблица Менделеева". Испарения этой "нечисти", доставшейся городу от оборонки, сделают его вторым Карабашом.

Альтернативы народной стройке попросту не было - даже на первоначальное финансирование из городского бюджета рассчитывать не приходилось. К весне усилиями многих предприятий отсыпали 85 тысяч кубометров скального грунта в оба крыла дамбы, практически полностью подготовив фронт работ для мостостроителей. Когда были получены "векселя" на финансовую поддержку от губернатора, от областной и федеральной структур ГО и ЧС, городские власти заключили договор подряда с Челябинским мостостроительным отрядом N 16. Челябинские специалисты пригнали японскую технику и начали бурить скважины под сваи. Уже подготовлены девять из 24 скважин, их заливают бетоном, который город поставляет большими партиями. Мостостроители завозят сваи. На них потом установят конструкции моста и перенесут на него шоссейную и трамвайную дороги. Отремонтированная плотина продолжит службу лишь в качестве гидротехнического сооружения. Разрушение перестанет ей грозить.

Валерий ЕРЕМИН