20-06-02
Хотели бы вы знать, что думали о "добре" и "зле", "трусости" и "смелости", других важных для жизни понятиях ваши бабушки и дедушки? Наверное, да.
Возможно, через полвека неизвестные пока нам мальчишки и девчонки узнают мнение о главном своих старших родственников, обнаружив в семейной библиотеке "Словарь этики", заполненный в самом начале XXI века учеником (или ученицей) челябинской гимназии N 77.
Именно здесь и был изобретен "Словарь этики" учителем словесности Людмилой Александровной Коч. Кстати, словарь был зарегистрирован Международным центром педагогического изобретательства и внесен в реестр педагогических "ноу-хау", авторских программ и учебников.
Все началось несколько лет назад - с книги афоризмов, которая захватила ум и душу педагога, побудив задуматься, как можно "привить интерес" к мудрым мыслям у пятиклассников.
В результате появился "Словарь"-тетрадка, где собраны 150 основных этических понятий. Остановились, например, по ходу урока на понятии "жадность", стали обсуждать, что же это такое. По ходу юные философы "сочинили" (каждый свое) определение этого понятия. Записали в специальную графу - карандашем. Потом можно будет откорректировать, уточнить, поправить.
- Как правило, ребята продолжают дома начатое на уроке обсуждение, - говорит Л. Коч, - им хочется узнать мнение родителей, сопоставить свои ответы с их. Неумение дать определение "совести" и "добру" (как и многие другим этическим понятиям), затруднение в подборе слов, отсутствие логики убедительно доказало и детям и родителям необходимость развития недостающих умений, что явилось началом работы со "Словарем этики". Многие родители стали замечать: "Создается духовный треугольник - ребенок-учитель-родитель".
А вроде бы все просто.
Сначала пытаешься сам дать определение. Если не получается, смотришь "крылатое выражение" кого-нибудь из классиков (такие определения каждому понятию даются в "Словаре") и пытаешься объяснить его смысл.
Обязательный момент: классическое определение понятия находим в "Толковом словаре" и выписываем в свой "Словарь". Затем сопоставляем с первоначальным собственным определением и при необходимости вносим в него коррективы либо не соглашаемся с автором толкового словаря.
В итоге получается своеобразный личный духовный дневник.
Выдержки из такого коллективного творчества учащихся Л. Коч включила в свою книгу "Креативная этика" отдельной главой "Мыслители 5-В". Вот несколько цитат.
Авторитет - это когда тебя знают, уважают, когда у тебя есть свои поклонники (Марьина Настя).
Алчность - есть большая любовь к чужому богатству (Колесников Дима).
Аскетизм - это образ жизни без удовольствий (Сидоров Миша).
Бескорыстие - это свобода человека от денег (Юровских Даша).
А многие ребята уже самостоятельно, точнее по собственному желанию, продолжают заполнять страницы своего "Словаря".
Недавно Людмила Александровна закончила и издала книгу для учителей и школьников "Я в мире... Мир во мне" - своеобразные современные "сократовские беседы" о главном.
- Если честно, это не только этап в педагогической работе, - заметила в разговоре Л. Коч, - скорее это духовное завещание моим будущим внукам.
Хорошо бы иметь такой "Словарь" в каждой семье, чтобы использовать его в качестве настольной книги-дневника. Подумал об этом, листая другую книгу - "Родословную", написанную для родственников мамой и папой Людмилы Коч. Как хорошо в каждой семье иметь такую (пусть просто рукописную) родословную, хотя бы до четвертого колена. Сама Людмила Коч еще лет двадцать назад любила расспрашивать свою бабушку Августу Михайловну про ее жизнь. Внимательно выслушивала и записывала, эти страницы потом вошли в семейную "Родословную".
Сергей БЕЛКОВСКИЙ