20-06-02


Другое кино

Первый сезон "Арт-хаус линии" в Челябинске

Инга МЕЛЬНИКОВА

Челябинск

В среде московских киноманов сейчас модны не голливудские блокбастеры, а так называемые "арт-хаус" фильмы. Несколько лет назад кинодистрибьютор Сэм Клебанов начал привозить для российских зрителей новинки "независимого кино" ("некоммерческого", "элитарного", "кино не для всех", как раньше называли подобные ленты). В Москве был открыт специализированный кинотеатр "35 мм", где демонстрировались арт-хаус фильмы не только Франции и Германии, но и Мексики, Кореи, Таиланда. Сопутствующий проект - "Другое кино", показывающий ретроспективы Триера, Кар-Вая, "Догмы". Да, актеры и режиссеры подобных фильмов не являются всеобщими любимчиками, постоянными героями "светской хроники". Но они имеют большой вес в мире кино. Поэтому особенно приятно, что в Москве за каких-то два года к такому "кино без границ" сумели привлечь относительно большую зрительскую аудиторию.

Между тем и в Челябинске в рамках ежегодного кинофестиваля "Новое кино России" вот уже три года проходит показ российских арт-хаус лент. А с октября 2001 года киноцентр "Театр + Кино" начал ежемесячно демонстрировать заграничные фильмы арт-хаус линии.

Новый шанс

Тяжелым, но, без сомнения, благородным делом проведения в нашем городе таких арт-хаус показов занимается отважная женщина - Тамара Мордасова. Она решила не только, грубо говоря, не отставать от столичной киномоды. Тамара Никитична сумела возродить добрую челябинскую традицию. Ведь более десяти лет назад наше киновидеообъединение в кинотеатре "Знамя" уже устраивало подобные сеансы "другого кино". В том же кинотеатре имени Пушкина, нынешнем киноцентре "Театр + Кино", проходили кинопоказы "Шанс".

За прошедший сезон в киноцентре "Театр + Кино" в рамках "Арт-хаус линии" зрители смогли увидеть шесть картин: "Сука-любовь" мексиканского режиссера А.Г. Иньярриту, "Еда и женщины на скорую руку" израильца А. Коллека, "Славные люди" англичанина боснийского происхождения Д. Диздара, "Романс" француженки К. Брейа, "Любовники" и "Слишком много плоти" француза Ж.-М. Барра.

О молодых. И для молодых?

Действительно, тематика картин прошедшего сезона "Арт-хаус линии" так или иначе связана с молодыми героями. И посвящена, естественно, любви во всех ее проявлениях. К примеру, в фильме "Еда и женщины на скорую руку" история разворачивается вокруг жизни 35-летней официантки, ставшей в итоге владелицей сети фаст-фудов и заполучившей ночного таксиста в качестве мужчины своей мечты. В "Славных людях" и "Любовниках" - две молодые красивые пары влюбленных, вынужденных бороться с существующим и поныне этническим конфликтом в рамках одной страны. В "Романсе" - уже другая, межполовая, "война", манифестирующая женскую сексуальность.

Другой вопрос: на зрителя какого возраста рассчитаны эти картины? Тот же Сэм Клебанов считает, что кинотеатр "35 мм" предназначен в первую очередь именно для молодежи. Надо полагать, для самой мобильной и легко принимающей любые эксперименты арт-хаусного кино части зрительской аудитории. Однако с таким однозначным подходом еще можно поспорить.

В сущности, эти фильмы в подавляющем большинстве - истории про обычных людей со своими проблемами, радостями, "тараканами в голове". Здесь кино и реальная жизнь приравнены к одному знаменателю. Эти картины вызывают зрительское сопереживание.

"Догма N 5"

Для неискушенного зрителя сегодняшнее арт-хаус кино ассоциируется прежде всего с антиголливудским движением "Догма-95". В среде же кинематографистов до последнего времени уже едва ли не моветоном считалось стремление снять фильм а-ля "Догма-95". Однако в прошлом году режиссерский дебют "Любовники" Жана-Марка Барра, друга Ларса фон Триера и актера в его фильмах "Европа" и "Рассекая волны", получил официальное удостоверение "Догма N 5" и звание первого французского фильма движения "Догма".

Барр, естественно, выполнил основные технические правила киноманифеста: "Любовники" сняты на бытовую цифровую камеру, без специальных декораций, красиво расфокусированы. Тема фильма - тоже поиск новой свободы. История французской продавщицы книжного магазина и югославского художника с просроченной визой - о свободе любви. Кроме того, "Любовники" - новый шаг в поиске свободы кинопроизводства. Барр и его группа снимали фильм прямо на улицах Парижа, не требуя на то разрешения.

Однако для идеолога "Догмы" фон Триера видео - гарант документальности, объективности повествования. Для Барра же съемка на цифровую камеру - способ прежде всего передать предельную субъективность видео, усилить ощущение лиричности и интима. В фильмах Барра, в отличие от предыдущих "Догм", особенно силен личный мотив. Его жена, как и художник в "Любовниках", тоже родом из Югославии. Так что Барр не понаслышке знает проблемы иммигрантов. Да и оператором в "Любовниках" был сам Жан-Марк.

Планы

С сентября челябинская "Арт-хаус линия" откроет второй свой киносезон. Расписание показов пока не сформировано. Но уже сейчас известно, что челябинцы смогут увидеть, например, новую картину Киры Муратовой "Второстепенные люди". Кроме того, в августе этого года кинотеатр имени Пушкина будет отмечать свое 65-летие. К этой дате планируется показ двух новых фильмов российских представителей авторского кино - Сергея Овчарова и Алексея Балабанова. Это - "Сказ про Федора Стрельца" и "Война" соответственно. n