20-06-03
Вчера Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) на время превратился в центр деловой и светской жизни области. Здесь собрались руководители крупных предприятий и банков Южного Урала, приехавшие издалека гости - посланцы отечественных металлургических гигантов, российские и зарубежные акционеры.
Чувствовалось, что к торжественному случаю коллектив готовился старательно: бордюры побелены, на дорогах видны свежие асфальтовые заплаты, а за проходной по маршруту следования подъезжающих машин в новой синенькой униформе расставлены охранники с рациями и "гаишными" полосатыми жезлами. Еще были заготовлены десятки, если не сотни комплектов спецодежды с иголочки, белые каски и защитные очки, чтобы провести наглядную экскурсию по заводу.
Руководство предприятия презентовало новый комплекс электролиза цинка, пуск которого, по словам посетившего это большое собрание Петра Сумина, стал событием даже не областного, а российского масштаба. Губернатор вообще пребывал в хорошем расположении духа и не скупился на разные "приятности". Рассказал, что только что завершил переговоры с послом США Александром Вершбоу и на примере цинкового завода заметил ему, как нужно инвестировать в Россию. "С таким оборудованием и технологиями никто не сможет сбить нас с седла", - перешел Петр Иванович на образный язык.
Остался доволен результатами технического перевооружения и председатель совета директоров самого ЧЦЗ Йен Тейлор, представляющий англо-американскую группу "Витол", в которую входит компания "Евромин" - с 1995 года держатель контрольного пакета акций предприятия. Предавшись воспоминаниям, он вспомнил ланч пятилетней давности, устроенный челябинскими коллегами после сложного акционерного собрания. На нем-то генеральный директор и воспользовался ситуацией: есть, сказал, у него мечта, но чтобы осуществилась, нужно немного помочь. После развлекательной программы и горячительных напитков господин Тейлор ответил: о'кей. А во что вылилось его "ес"? В десятки миллионов долларов, но о том нет жалости - собственники получили завод мирового уровня.
Впрочем, если углубляться в хронологию, строительство комплекса электролиза цинка началось еще в 80-х годах. Автор этих строк помнит: первыми хозяевами здесь были коллективы объединения "Челябметаллургстрой", руководство которого говорило тогда о новом объекте как о заводе в заводе. В советские времена освоили примерно половину капвложений (общие затраты - 160 миллионов долларов). Затем стройка лишилась централизованных денег и ожила только в 97-м. 70-75 процентов оставшихся средств металлурги-цветники взяли из собственной прибыли. Прибегли и к кредитам Европейского банка реконструкции и развития. Менеджеры ЧЦЗ не скрывают своей гордости тем обстоятельством, что их завод был первым после дефолта российским предприятием, кому поверил ЕБРР. 9 октября 2000 года президент этого банка Жак Лемер встретился в Москве с генеральным директором ЧЦЗ Всеволодом Гейхманом, где и было оформлено финансовое соглашение. После этого господин Лемер отбыл в Кремль, на назначенную с российским президентом встречу. Так история сотрудничества с челябинцами "писалась" вместе с историей страны, соседствуя с большой политикой.
9 октября 2002 года на готовом уже комплексе получили первую продукцию, а нынешней весной производство вышло на полную мощность, поставляя на рынок самый качественный в России цинк марки Special High Grade, где содержание основного металла составляет 99,995 процента (требование мировых стандартов, недоступное остальным отечественным производителям).
Начиненный современным оборудованием из Англии, Франции, Германии, Японии, комплекс увеличил проектную мощность завода со 135 до 200 тысяч тонн металла (сейчас ЧЦЗ выпускает 60 процентов российского цинка и 2 процента мирового). Хотя, как подчеркнул Всеволод Гейхман, не является предприятием, ориентированным на экспорт. Его главным потребителем до последнего времени была череповецкая "Северсталь". Сейчас же, с пуском второй линии цинкования стального листа, ее должна потеснить Магнитка, способная забирать до 20 процентов серебристого металла.
Перемены, однако, заметны не только в технике и технологии. Бросается в глаза, что руководство завода стало ощущать себя вполне по-европейски - хозяйственниками, не выпадающими из мирового процесса. Даже слоган придумали соответствующий: "Качественный цинк - для качественной жизни". Теперь, однако, формулируются новые задачи - подтянуть до образцового комплекса остальные переделы, которые отличаются от него, как "мерс" от горбатого "Запорожца". На это потребуется еще более 50 миллионов долларов. "Это очень опасный человек, - пошутил Йен Тейлор, характеризуя технического директора ЧЦЗ Леонида Казанбаева. - Завершив один проект, он тут же достает шесть новых". Видимо, это комплимент всем "беспокойным". Даже на образцовом, по местным меркам, производстве всегда найдется что улучшать...
Евгений КИТАЕВ