20-06-03
С тех пор, как я стала вести в "Челябинском рабочем" ресторанную рубрику, знакомые часто спрашивают меня, пробую ли я блюда, о приготовлении которых пишу. И вообще как это все происходит и кто за это платит. Вопросы далеко не праздные. Во всяком случае, мировая ресторанная критика до сих пор не выработала на них единых ответов. Здесь сколько голов, столько и мнений. Мой первый поход в ресторан "Титаник" в качестве ведущей рубрики был оплачен редакцией, и это дало мне возможность быть независимой от рестораторов. Независимость оказалась очень кстати, потому что материал получился критическим. Хозяева заведения обиделись на редакцию, но зато посетителям вышла сплошная польза: недостатки, о которых я написала, скоро были устранены.
С рестораном "Робин-Бобин" все было легко и просто. Материал для газетных публикаций я собирала, посещая учебные занятия известного немецкого повара Ханс-Дирка Халльбфеля. Вместе с другими челябинскими домохозяйками мы по два-три часа стояли у плиты, а потом все дружненько перемещались в ресторанный зал и съедали то, что приготовили, мирно беседуя с Ханс-Дирком об особенностях немецкой кухни.
Примерно так же прошел мастер-класс в "Бад Гаштайне" с французской кулинарной звездой Жан-Пьером Жакобом. Маэстро готовил, объяснял, а потом была коллективная дегустация. Вообще-то билет на мероприятие стоил 1700 рублей, но журналистов пускали бесплатно.
В "Баден-Бадене" была другая ситуация. Шеф-повар этого ресторана взялся за приготовление очень эффектного и дорогостоящего блюда, в состав которого входили драгоценный сыр, норвежский лосось, экзотические фрукты, потом все это великолепие заливалось выдержанным армянским коньяком и поджигалось. Блюдо получилось настолько красивым, что пробовать его показалось мне кощунством. Я ограничилась тем, что зачерпнула ложечкой соус из шампанского со сливками. И только когда села писать очередную заметку, поняла: скромность - первый враг ресторанного критика. Без вкусовых ощущений заметка лишалась стержня, личностного начала. Это было примерно то же, что писать рецензию на фильм после просмотра его афиши.
Сейчас я неизменно пробую то, о чем пишу. И пока еще ни разу ни за что не платила. Заметка в газете - реклама ресторану и в то же время интересная информация для читателей "Челябинского рабочего", это тот баланс интересов, на котором все держится. Но, конечно, если материал будет негативным, технология его подготовки поменяется.
Впрочем, методы работы ресторанного критика, как я уже сказала, разнообразны, как сама жизнь. Журнал "Ресторатор" даже посвятил этой теме целый раздел, опубликовав мнение ведущих ресторанных рубрик мировых изданий. Автора путеводителя по ресторанам Лондона Чарльза Кэмпиона больше всего беспокоит непонимание обывателями сути его профессии: "Даже неглупые люди думают, что моя работа в том и заключается, чтобы пойти и поесть за чужой счет, а потом написать о своих ощущениях, - говорит Кэмпион. - Если бы они знали, что такое ресторанная критика на самом деле!"
Франсуа Симон, сотрудничающий с газетой "Ле Фигаро", уверен, что настоящий ресторанный критик - это "тот, кто приходит в ресторан инкогнито, ест, пьет, платит по счету и уходит незамеченным". Соотечественник Симона Клод Лебэ считает, что совсем не обязательно посещать ресторан инкогнито: ":Кухню это не изменит, правда, может изменить обслуживание. Поэтому я имею привычку занимать место лицом к залу, чтобы иметь возможность наблюдать за театром ресторана".
Критик-фантом журнала "Виномания" Федор Львович Толстоевский предпочитает посещать ресторан неузнанным, а потом от души потешается над бедным ресторатором. Его счета оплачивает редакция, заинтересованная в получении интересного и непредвзятого материала. Ресторанный обозреватель газеты "Ведомости" Алексей Зимин тоже ценит независимость и редко принимает бесплатные приглашения от рестораторов. Но если таковые случаются, не испытывает никаких моральных обязательств по этому поводу.
А вот ведущая ресторанной рубрики газеты "Коммерсант-уик-энд" Дарья Цивина признается, что всегда открыто и напрямую общается с управляющим или владельцем ресторана. Дегустация проходит в компании шеф-повара, что помогает получить как можно больше информации.
Несмотря на разность подходов, все ресторанные критики единодушны в одном: главное в этом деле - увлеченность, знание гастрономических традиций и умение хорошо писать. А сама ресторанная критика - столь же равноправный, сколь и специфичный вид журналистской деятельности, как критика музыкальная или театральная.
Лидия ПАНФИЛОВА
(С использованием материалов журнала "Ресторатор").