20-07-2000


Садитесь, пожалуйста!

Вчера в Челябинском аэропорту торжественно открыта новая взлетно-посадочная полоса

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Торжество организовала областная администрация. Пассажиры рейса, отправлявшегося в Москву, стали очевидцами этого события. Их самолет, притормозив перед новой взлетно-посадочной полосой, чуть ли не своим носом "разрезал" символическую ленточку. Но эксплуатация полосы началась двумя неделями раньше. Точнее, 4 июля, когда Межгосударственный авиационный комитет выдал свидетельство о ее регистрации и удостоверил пригодность аэродромного комплекса для международных полетов (сертификат действителен до 2005 года).

ВПП-2 уже "обслужила" около ста самолетов, причем сразу подняла планку сервиса на более высокий уровень. Если на старую полосу можно было садиться только с одного направления, то новая "работает" сразу на двух курсах. Теперь самолету, следующему, к примеру, из столицы, нет необходимости делать разворот над городом.

Читатели помнят сообщения о том, что технические возможности ВПП-2 позволяют принимать воздушные суда всех типов. Но правда жизни оказалась суровее. Количество самолето-вылетов из "воздушных ворот" области пока не увеличилось. Не кружат в небе и "Боинги".

- Чтобы они садились к нам, и новую полосу, наверное, надо медом мазать, - оценивает ситуацию генеральный директор и председатель совета директоров "Челябинского авиапредприятия" Сергей Яшин. - Вначале нужно сделать привлекательным сам регион, обеспечить сервисные услуги, позаботиться о хороших дорогах, современных гостиницах и т.д. Альтруистов ведь сейчас нет. Летают, как правило, за деньгами - туда, где создаются условия для бизнеса, есть деловой интерес. А это уже задача не только нашего акционерного общества. Устроили, скажем, свердловчане выставку вооружений в Нижнем Тагиле - количество воздушных перевозок на тот период заметно выросло.

Впрочем, челябинские перевозчики тоже как будто не сидят сложа руки. Ведут переговоры с транзитниками, хотят "затащить" в областной центр грузовые самолеты, следующие из Китая в Москву. Но дело это, предупреждают, не одного дня.

- Аэрофлот заложил в свой бюджет-2000 убытки в размере 72 миллионов долларов, которые должны покрываться из федеральной казны, - продолжает С. Яшин. - Наши объемы работ меньше аэрофлотских по крайней мере в 10 раз. Значит, по идее, могли бы рассчитывать на дотации в пределах семи миллионов долларов. Однако не дотируемся и на бюджетные средства не рассчитываем. Да, пока зарабатываем, летая из других городов, потому что мал местный пассажиропоток. А ВПП-2 дает лишь шанс наращивать перевозки, что было бы выгодно нам, областной казне, всем южноуральцам, поскольку рост объемов всегда влечет за собой улучшение экономических показателей. Следовательно, можно было бы говорить о снижении цен на билеты.

Факты тем не менее свидетельствуют о том, что полного понимания с администрацией так и не достигнуто. "Не сыпьте соль на раны",- вздохнул один из руководителей акционерного общества, когда корреспондент "Челябинского рабочего" поинтересовался нынешними взаимоотношениями с властью. И добавил: "Мы выполнили все договоренности, касающиеся строительства полосы, но проблемы, связанные с условиями ее эксплуатации и даже шире - с разделением собственности, по-прежнему актуальны". Как следствие, собственники акционерного общества предпринимают шаги, обеспечивающие, по их мнению, крепость тылов.

Оказывается, старая полоса, действовавшая до недавнего времени, хоть и "отдыхает" теперь, но, говоря официальным языком, эксплуатация ее приостановлена временно, и с баланса она не снята. То есть вернуться на нее никогда не поздно, по крайней мере, до 2002 года (до этого срока на нее можно садиться и с нее взлетать). И С. Яшин, надо заметить, такое развитие событий вовсе не исключает, держит как запасный вариант на случай, если, по его словам, "разногласия с властью преодолеть не удастся".

А потому возникает закономерный вопрос: если "перетягивание" полосы продолжится и дальше, можно ли считать окончательным ее нынешнее открытие, не придется ли ее открывать вновь, уже после достижения полного "консенсуса"? Кстати, "свои" торжества, связанные с пуском ВПП-2, руководство акционерного общества намерено провести в августе, приурочив их к Дню авиации и 70-летию авиапредприятия. n