20-07-02


Владимир Кремена: "Валять дурака - не значит быть идиотом"

Сегодня в Челябинском цирке премьера программы "Цирк без дураков". Артисты приехали за несколько дней до начала представления, и я пришла взглянуть, как репетирует Владимир Кремена - клоун, можно сказать, никулинской плеяды и такой же степени мастерства. С Юрием Владимировичем его также роднит киношная деятельность, правда, Никулину повезло больше, он стал более знаменит. Кремена тоже не ущемлен отсутствием популярности. Он, собственно говоря, не из тех людей, кто стремится к громкой славе, он вообще не очень любит шумиху, суматоху. Ему этого хватает при исполнении, так сказать, профессиональных обязанностей. А после того он предпочитает сад-огород, тишину, покой и тесный круг семьи.

"О чем вы меня собираетесь спрашивать? - с ходу начал Владимир Иванович.- Надеюсь, не о том, что бы я сделал, если бы стал президентом, как спрашивают некоторые журналисты? Я им отвечаю, что "если бы", то для начала я бы посадил журналистов, которые задают такие вопросы. А потом сел бы сам".

Еще известный коверный рассказал мне анекдот. Мол, у афиши стоят дед с бабкой и читают: "Сегодня в Челябинском цирке представление "Цирк без дураков", в программе медведи на шарах, воздушные гимнасты, дрессированные кошки, джигиты Грузии, плечевые акробаты, клоун у ковра Владимир Кремена:" Дед задумался: "А чего это он у ковра-то?" А бабка отвечает: "Да, наверное, такое дерьмо, что даже на ковер не пускают".

На самом деле очередной приезд в наш город клоуна Владимира Кремены и его партнерши по манежу и жизни супруги Галины Кремена - настоящий подарок для любителей цирка. Мало кто из их коллег может похвастаться таким весомым творческим багажом, как они. На вопрос, какие номера в их исполнении увидит челябинская публика, Кремена ответил: "Посмотрим". Потому что выбор у них большой: дрессура, музыкальная буффонада, репризы. Что говорить, клоун есть клоун. Это знаковая фигура циркового действа.

Кстати, в честь этого вездесущего циркового персонажа (а значит, и в честь Кремены) под куполом нашего цирка впервые сооружена семиметровая скульптура клоуна. Ну, не в полном смысле скульптура, ведь создатели, фирма "Глория-2М", выполнили его из множества воздушных разноцветных шаров. Семиметровый, колышущийся в потоках воздуха и переливающийся в лучах прожекторов клоун выглядит, словно "живой" персонаж какого-то фантастического фильма. Оформители из "Глории-2М" украсили также весь манеж гирляндами воздушных шаров. И этим доставили большую радость зрителям, особенно детям. Цирка без чудес не бывает, а "воздушный" клоун и есть одно из чудес новой программы. Так же, как и клоун реальный - Владимир Иванович Кремена.

- С Челябинском у меня связано одно из главных событий моей жизни, - рассказал он мне. - Я здесь принял веру на шестом десятке лет своей жизни. Крестился в вашей церкви, что через дорогу от цирка, вместе со своей внучкой. Тогда, 11 лет назад, ей было только полтора годика. Церковь стояла под ремонтом, священник принимал в уголочке. Мы долго ждали своей очереди. Это волнующий момент - креститься на старость лет. Хотя стареть нам, цирковым, некогда. В цирке, как в балете, не чувствуешь смены поколений, общественного мышления, а особенно идеологий. Мы на это смотрим как бы со стороны, иногда смеемся, иногда плачем.

- В балете, говорят, важно вовремя уйти со сцены.

- А в цирке - с манежа. Ну, а я вот никак не соберусь уйти.

- Разве ваша профессия имеет возрастные ограничения?

- Возраст есть возраст. Как актер я, пожалуй, набрался опыта больше, чем мои молодые коллеги. Но уже не так легко выходить в тех номерах, где много движения. Пантомима требует большой физической отдачи. В нашем деле пластика вообще на первом месте. Трюк - основа цирка. Через него передается мысль. Собственно, я не клоун, я - коверный. Клоун - это некий образ мужика-дурачка. А коверный может таких мужичков шесть или семь создать. Потому что он владеет несколькими жанрами, что и называется высшим проявлением клоунского искусства в советско-русском цирке. Комиком положения может стать чуть ли не любой. Давайте я вас одену в клоунский костюм, напялю на вас маску и дам вам хороший текст. Вы выйдете к зрителям, и, поверьте, они засмеются. Но что вы будете делать дальше, если вы не обладаете комическим талантом и определенным мастерством? Феллини сказал, что профессия клоуна - сложнейший вид актерской деятельности, который нужно преподавать во всех "гитисах" мира. Потому что у клоуна каждое движение мускула - уже мысль. Если он талантлив, то может большую мысль передать взглядом. Он глубокие драматические переживания выражает через смех. Но, замечу, совсем не так, как это делают сатирики, ведь они всего лишь разговорники. Если клоун вышел и показал палец, а никто не смеется, значит, это не клоун. Настоящий коверный наполнен энергией смеха, он должен создать зрителям настроение - то, за чем и приходят в цирк. Коверный - это идиот, но не в медицинском понимании. Юрий Никулин сказал однажды о нашей профессии: "Врач не должен отличить, больной ты или валяешь дурака". Он так ответил на вопрос, что у него за профессия. "Дурака валяю", - сказал Юрий Владимирович. Валять - значит делать. Создавать на глазах у зрителей и образ, и действо. "Цеплять" зрителя так, что никуда вы от меня не денетесь, вы - моя, я заставлю вас смеяться.

- Это сверхзадача - заставить смеяться?

- Да. Потому что думать публика иногда начинает потом. У человека где-то в мозгу на так называемом "турецком седле" (я анатомию-то на спортфаке изучал) есть место, где информация оседает. Так вот, зритель отхохотал в цирке, а какое-то время спустя информация заработает, и он поймет, почему он тогда ржал.

- Насколько ваша профессия схожа с театральным актерством?

- Я больше, чем актер. Еще и режиссер, и автор, и импровизатор. Моментальная драматургия, моментальный перевод на актерский язык. Благодаря этому сочетанию публика получает сиюминутную выдачу пирожков со: смехом. Если этого не происходит, значит, или у зрителей в голове что-то не так, или клоун плохой.

- И что, у вас возникает к публике антипатия?

- Очень редко. Правда, социальные преобразования последних лет не очень благотворно отразилось на зрителях. Жизненные катаклизмы отнимают у людей, а особенно у детей, веру в чудо. Ребенок, когда берет в руки карандаш, рисует что? Простые домики. Вот цирк для него и есть домик с трубой. В цирке зарождаются первые понятия об искусстве. Причем здесь закладывается героическое начало. Ребенок смотрит на акробатов под куполом цирка, на дрессировщиков, гимнастов, наездников. Малыш задумывается о том, что такое человек и почему он столько может. Вернется домой, возьмет шарик или мячик или картофелину - попробует жонглировать. А то по телевизору целыми днями показывают боевики, ужасы жизни. А ребенку хочется сказочку нарисовать. Цирк и есть сказка.

- Владимир Иванович, а у вас были рисковые трюки?

- Были. У меня вот вся нога переломана. Когда-то исполнял номер, где нужно было летать под куполом цирка. Комизм заключался в том, что с меня сваливались штаны и я без штанов должен был падать в сетку в балетной юбке. Смешно? Но однажды расстегнулась растяжка, и меня выбросило в зрительный зал. Я грохнулся между бортом арены и первым рядом, чуть на бабку-зрительницу не угодил. Хорошо, она авоську с картошкой рядом с собой поставила, я туда и приземлился. И, благодаря картошке, спас свои бедра. Ну, а ногу мне срастили, хотя врач сказал, что в цирке мне делать больше нечего. Но, как видите, я еще здесь. И уходить пока не собираюсь. Еще и не такие производственные травмы бывают. У нас много людей покалеченных, в шрамах: О судьбе цирка я много думаю. А сейчас вместе с супругой Галиной мы закончили сниматься в телесериале с условным названием "Цирк-2002" у режиссера Александра Кота. Фильм выйдет на телеэкраны в августе-сентябре, он о жизни цирка, о его нынешнем состоянии, о том, почему его покидают пожилые актеры и не приходят молодые. Я играю старого клоуна, переживающего оттого, что с лучшим в мире цирковым искусством происходит что-то неладное.

- Владимир Иванович, где сложнее: на съемочной площадке или на манеже?

- И там, и там сложно. Но мы сделаем все, чтобы зрители этого не замечали. Постараемся развеселить их. У нас много разных номеров. Один из них - дрессура. Я и Галя уже лет тридцать дрессируем кошек и собачек. Нынешнее поколение наших питомцев - четвертое. Господи, столько я уже их похоронил, сколько наплакался. Для меня каждое животное, словно родной человек. Причем некоторые из них меня учат жить, а не я их.

- Скажите, цирка без клоуна нет?

- Почему! Цирк есть всегда. В нем много жанров, а клоун драматически их объединяет. Клоун - основной "вариант" создания цельного циркового спектакля.

Лидия САДЧИКОВА