20-07-99
Этот фильм необычен уже тем, что его сделали сами селяне. Автор сценария - коренной, устьбагаряковец Р. Шагбанов. Работает в сельском клубе. Самодеятельный поэт, композитор-самоучка. Самородок, одним словом. Он же и директор, и продюсер фильма. Это Р. Шагбанов подобрал "актеров" среди своих односельчан. Распределил между ними роли, их получили многие - от медработника до управляющего. Провел репетиции. Достал необходимый для съемок реквизит. Стихи и песни, что звучат в фильме, - его же. Словом, без Р. Шагбанова и фильма бы не было.
Место действия
Через деревню, расположенную в очень красивом и живописном месте, протекает извилистая река Синара. В шести километрах от села в нее впадает река Багаряк. Отсюда и название деревни.
Лес - одно из главных богатств этих мест. Его флору называют уникальной. Не случайно приезжала к нам в начале лета из Санкт-Петербурга доктор биологических наук Л. Рязанова. Ну где бы она еще увидела очень редкую орхидею "Венерин башмачок" или астру альпийскую, которая встречается у нас на маленьких участках горной степи.
Усть-багарякские леса поражают обилием ягод. Каждый год здесь люди ведрами собирают землянику, клубнику, вишню, черемуху, боярышник и калину. Растет здесь, красиво обвивая ствол деревьев, лиана-хмель.
На фоне необычайно красивой природы и разворачивается действие.
О ком этот фильм?
Этнограф Бламберг в начале XVIII века писал о местных жителях так: "Несмотря на то, что они мусульмане, у них все еще сохранились элементы язычества". До сих пор в Усть-Багаряке есть люди, поклоняющиеся якобы священному камню Махади-Таш, что находится в полутора-двух километрах от села.
Население Усть-Багаряка - татарское, здесь говорят на мишарском диалекте. Поэтому местных жителей башкиры, что живут по соседству, называют мишарами или мещеряками. Предки мишар пришли на Урал, возможно, из Поволжья. Внешне они похожи на казанских татар. Чистокровные устьбагарякцы ближе к европейцам - много среди них голубоглазых, зеленоглазых, светловолосых. Постоянно между мишарами и башкирами из соседних деревень возникали смешанные браки. В результате среди мишар появились люди с восточным лицом, а среди башкир - голубоглазые и светловолосые. Но у мишар татарских черт все же больше.
Культура мещеряков постоянно впитывала в себя все лучшее из башкирской, а затем и западной культуры. И вот для того, чтобы она не исчезла и не растворилась, в Усть-Багаряке и был снят фильм.
Свадьба!
Фильм демонстрирует один из обрядов мишар - свадьбу. До сих пор в Усть-Багаряке свадьбы играют по древним обычаям. Современная мещеряковская свадьба отличается от старинной лишь наличием крепких спиртных напитков. Для мишар, как и для всех мусульман, употребление водки - тяжкий грех. По обычаям можно пить только бузу и кумыс с очень низким содержанием алкоголя. Все остальное в мишарской свадьбе осталось почти неизменным. В фильме устьбагарякцы показали все обряды и обычаи: венчание, подготовка к свадьбе, сама свадьба, праздничное застолье, растапливание бани, свадебные игры.
События, которые происходят в фильме, соответствуют примерно второй половине XIX - началу XX века. Поэтому актеры одеты в специально подобранные старинные костюмы. Нашлись в селе деревянные дома с узорами, похожие на старинные мишарские, деревянные телеги с деревянными колесами.
Жених Кирамат по сценарию - татарский парень, житель Усть-Багаряка, а невеста Аниса - башкирочка. События в фильме разворачиваются следующим образом. Кирамат пасет стадо коров недалеко от Махади-Таша. В один прекрасный день он, подъехав к реке Синаре, чтобы напоить коня, увидел девушку с красивым восточным лицом, которая пришла за водой, и влюбился в нее. Родственники Кирамата и Анисы договариваются о свадьбе, которая происходит только на следующий год.
Самое интересное в фильме - сама свадьба. То, как мулла в доме невесты читает никах. Как застолье проходит в доме жениха. По старинным башкирским обычаям гости должны сидеть на полу. Но, уважая мишарские традиции, они уселись за стол. Причем женщины отдельно от мужчин.
После застолья свадьба переместилась на поляну игр. При колке дров игрок должен одним ударом топора расколоть огромное березовое полено. А глиняный кувшин он разбивает с завязанными глазами при помощи большой палки. В кувшине находится приз - полотенце. Проверкой сил и выносливости явилась борьба куреш.
В течение всего фильма звучат национальные песни, мелодии на фоне красивейших местных пейзажей, которым могли позавидовать Куинджи, Шишкин и Левитан.
Автор этих строк, сыгравший в фильме роль друга жениха, впервые своими глазами увидел, как создается фильм, и наблюдал, как много интересных и курьезных сцен осталось за кадром.
Борода из собачьей подстилки
Очень хорошо исполнил свою роль В.Н. Рамазанов. Он играл дедушку Кирамата - Шабана. Для съемок ему нужна была борода. Дело в том, что мужчины-мишары носили большую, густую, красивую бороду. Рамазанов заранее бороду не отрастил и начал искать сырье: белую баранью шкуру. Времени было в обрез, начинались съемки. Борода требовалась срочно, я из дома принес кусок такой шкуры, вытащив ее из собачьей будки, где она служила ковриком для моей дворняги. Валерий Нигамаджанович сделал из нее для себя красивую бородку. И только после съемок я признался исполнителю роли деда Шабана в том, где достал сырье. Все актеры и съемочная группа долго посмеивались над ним. Мол, скакали по его бороде собачьи блохи и съемку загубили.
"Ложись, стрелять буду!"
На обед актеры ходили домой, часто не переодеваясь, в старинных одеждах. Соседи, которые еще ничего не слышали о фильме, столбенели.
...На одной из улиц села снимали сцену, когда жених и его друзья на лошадях, запряженных в телеги, привозили гостей. Собралась большая толпа зевак: все пытались попасть в кадр. Приходилось постоянно выгонять любопытных со съемочной площадки. В один из моментов из-за поворота выскочил парень на велосипеде и помчался прямо на камеру. Вовремя оценив обстановку, актер Гатаитуллин крикнул велосипедисту: "Ты куда? Не видишь, фильм про войну снимают, сейчас будут стрелять, ложись, пока цел!" Велосипедист упал лицом на землю и голову закрыл руками. И так пролежал, пока не понял, что над ним подшутили.
Чертов ли татарник?
В последний день, когда работа была завершена, все, кто участвовал в создании фильма, собрались на базе отдыха "Березка" для просмотра того, что снято. Устьбагарякцы внимательно смотрели на экран. Всем было страшно интересно. Очень хорошо в фильме выглядят не только люди, но и природа: лес, река, слияние Багаряка и Синары, горы. Но больше всего поразил татарник своей красотой. Когда у нас на пути встречается эта колючка, мы все, чертыхаясь обходим ее стороной. И никогда не замечали, как он красив на самом деле. А теперь, оказавшись на экране, это растение поразило всех. В этот момент, когда никто не мог оторвать от него взгляда, Гизатуллина крикнула: "Это наше растение, татарник растет только там, где живут татары!" Шутка всем понравилась.
Материал подготовил Руслан САЛИМОВ, учитель биологии и химии, а по совместительству актер.
Литературная обработка Светланы ЖУРАВЛЕВОЙ.
с. Усть-Багаряк Кунашакского района.