20-07-99


"Пиковая дама" по-магнитогорски

В этой опере главное... балет

Совсем еще юный Магнитогорский театр оперы и балета представил на суд зрителей свою вторую премьеру - "Пиковую даму" П.И. Чайковского, сложнейшее произведение мировой классики. Художественный руководитель театра и главный дирижер, заслуженный деятель искусств и доктор искусствоведения Александр Якупов считает, что на такой дерзкий поступок способен только коллектив молодой и по-настоящему талантливый. Маститые берутся за подобное раз в два-три десятилетия.

Можно смело утверждать, что авторское решение, предложенное главным режиссером театра Виктором Шрайманом, претендует на событийность. Для человека неискушенного, привыкшего к экранным детективам и комедиям, опера часто ассоциируется с чем-то скучным, совсем не интригующим, растянутым во времени. Магнитогорская "Пиковая дама" заражает динамикой развития давно известного и заученного наизусть сюжета, держит зрителя в напряжении на протяжении всех трех действий.

В сюжетных основах оперных либретто всегда заложена трагедия, тема Смерти. Виктор Шрайман решительно ломает традицию и вводит параллельно оптимистические картины Жизни и Смерти, выраженные средствами ... балета, заставляет по-другому увидеть и осмыслить традиционные классические образы.

Балет в "Пиковой даме"? Да еще на всем протяжении спектакля? В мировой практике постановки этой оперы такого еще не было. Пластика, фееричность, жизнелюбие и трагизм - все это показывает балетная труппа (балетмейстер Татьяна Бахтерева), используя различные, специфические для данного вида искусства средства и приемы. Именно они, артисты балета, постоянно заполняя сцену, создают своеобразный, удивительный фон, на котором происходит основное действие.

По-прежнему высоко держит планку мастерства ведущая певица театра лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка Валентина Олейникова, исполняющая одновременно роль графини и ее юной племянницы Полины. Олейникова обладает способностью к перевоплощению, умеет быстро входить в разные образы и делать их неподражаемыми, навсегда запоминающимися. Ее красивый и сильный голос покоряет слушателей.

Из трех заявленных Лиз мне довелось полностью прослушать эту партию в исполнении заслуженной артистки России Веры Семиной - это ее первое появление в опере на сцене Магнитогорского театра. Надо отдать должное обаянию и профессиональной неповторимости этой актрисы, имеющей солидный опыт работы в оперных коллективах страны. Ее Лиза наивна и очаровательна, искренно влюбленная и не понимающая происходящего вокруг нее. Из женских партий хотелось бы отметить Прилепу в исполнении молодой и способной солистки Оксаны Сычевой, кстати, тоже заявленной на роль Лизы.

Что касается центральной фигуры "Пиковой дамы" - молодого честолюбивого офицера Германна, то у художественного руководителя и у режиссера даже не было сомнений - это заслуженный артист Сергей Лихобабин. Он не только украшение всего спектакля. Он его буксир! Не секрет, что многие именитые артисты, уповая на имя, частенько просто отрабатывают выходы, проявляя при этом некоторое снисхождение и тем самым неуважение к сидящим в зале. Этого нельзя сказать о Лихобабине. Глядя на его отменное, честное исполнение роли, я искал определение и нашел его: труженик. Спасибо тебе, Сергей!

Пластическая выразительность дирижерского жеста Александра Якупова помогала певцам донести до слушателей священный огонь музыки во всем ее горении, блеске, мощи и красоте.

Художник Геннадий Аверкин создал образ туманного Петербурга, на фоне которого вдруг оживают скульптуры Летнего Сада, появляются в красочных, непривычных для нашего глаза костюмах той эпохи жители северной столицы.

Надо отметить, что в новой премьере по-другому звучит хор (хормейстер Виктор Левченко), да и передвижение певцов по сцене приобрело органичность и пластичность.

Виктора Шраймана как человека и режиссера я знаю уже больше четверти века.

Мне вспоминается Шрайман образца 70-х годов, чье имя известно было театральной публике, когда едва ли не каждый его спектакль становился событием. "Пиковая дама" в его версии состоялась, удивила, заставила еще раз, но по-иному взглянуть на вечную проблему Добра и Зла, Жизни и Смерти, задуматься о цене наших жизненных завоеваний и средствах их достижения.

Восприятие театра - дело исключительно индивидуальное, поэтому лучше прийти и увидеть самому. А потом согласиться или не согласиться с написанным или рассказанным кем-то. Театр - это таинство, созданное людьми неравнодушными. Какой ценой достигается оно? Не знаю... Только запомнились мне после всего, как закрылся занавес, ручейки пота на уставшем лице дирижера оркестра.

Флавий КАМИНСКИЙ,

профессор Магнитогорской государственной консерватории.