20-10-00
С некоторых пор я невзлюбил слово "уникальный". Оно стало надоедливым, вездесущим. Двери-окна, колготки-прокладки, шины-машины. Ну все вокруг нас уникальное, а живем - так себе.
Слова, как и люди, стареют, болеют. На их репутации появляются пятна, не смываемые даже импортным стиральным порошком с его уникальной биосистемой. У них портится характер, они приспосабливаются, перекрашиваются. Наше слово, к примеру, стало хитроватым и жуликоватым. Прежде просто оценивало, восклицало, восторженно хлопая ресницами, теперь косится на кошельки, заглядывает в карманы. Прозвучит где-нибудь и глазками стреляет, простаков ищет.
А кто в этом виноват? Наша битая, познавшая лихо экономика. Когда-то, до рынка, жизнь двигалась, как курьерский поезд, строго по расписанию, притормаживая на заранее намеченных остановках. Что необычного, думали мы, может произойти, когда маршрут следования расписан заранее? Хождение строем губит индивидуальность, желание догнать и перегнать рождает комплекс неполноценности, вбивая в подкорку: раз догоняем, значит, отстаем.
Однако рынок распахнул нам свои объятия, и мы упали в них со слезами радости. Ура, плодам цивилизации разрешили свободный въезд в страну! А мечталось-то еще о большем: при застое отечественным самородкам творить мешала система, но оковы пали, теперь им не то что блоху подковать, соковыжималку из танка сделать - раз плюнуть.
Наивная любовь к капитализму, незнакомому, но такому близкому и родному, сыграла недобрую шутку. Она навеяла мысль, что рынок, как добрый дядька-фокусник, придет к нам с рождественскими подарками. И люди, ловя момент, бросились реализовывать уникальные возможности: отдавать деньги аферистам, верить звездам, покупать лекарства "от всего", радикально худеть и стройнеть. Так нас брали тепленькими, мягко, но настойчиво стимулируя особо чувствительные психологические зоны. Приятно все-таки выложить нажитое за штуку, не имеющую аналогов. Как говорится, не настолько мы богаты, чтобы барахло подбирать.
Но иллюзии рассеиваются, как кучевые облака при верховом ветре. И наступает прояснение: чудес не бывает, по крайней мере, они случаются очень редко, а уникальное - это обычное наше все, земное, нисколько не райское. Да и откуда ему, уникальному, взяться? Из-за границы везут не самое "обалденное", под стать покупательским возможностям. А родные заводы только-только дышать начинают, все еще работают на дедовских станках по старым технологиям. Прибавьте к этому, что наука недофинансируется, кадры теряют квалификацию.
Вот почему я не доверяю "уникальному". Чем настойчивее мне навязывают это слово, тем сильнее внутренне сопротивляюсь, предчувствуя подвох. Нет, мои речистые партнеры, не действуют на меня ваши сладкие звуки. Вот если б в открытую, взаимно уважая друг друга: Есть что предложить - так предлагайте, но, чур, без тумана. А я подумаю и, быть может, тогда куплю. n
Евгений КИТАЕВ,
заведующий отделом экономики