20-10-01
Владимир СПЕШКОВ
Магнитогорск-Челябинск
К вердикту жюри (в составе которого мне довелось поработать на нынешнем шестнадцатидневном фестивальном марафоне "Театр без границ-2001") могу добавить лишь небольшой комментарий, тем более, что о большей половине фестивальных событий я уже писал в заметках "В ожидании открытий" ("ЧР" от 9 октября с.г.). Жюри сочло нужным отметить главными наградами зрелое мастерство. Состоявшихся профессионалов. Спектакли большого стиля, сделанные уверенной рукой режиссеров из поколения пятидесяти-шестидесятилетних (Рифкат Исрафилов, который увез в Оренбург Гран-при, как раз отметил на фестивале шестидесятилетие). Актеры-лидеры (замечательная, глубокая, тонкая Валерия Прокоп из омского "Полковника..." и мощный, яркий мастер Владимир Борисов из самарских "Униженных и оскорбленных") тоже из этого поколения. Эти зрелые мастера не ищут, они - находят. Демонстрируют не процесс, а результат. Некий профессиональный эталон, который вовсе не всегда бывает безусловным ориентиром для тех, кто идет следом и рядом.
Это их право. И то другое, что делают молодые, часто не менее интересно. А то, что "наградной лист" в этот раз сложился так, а не иначе, результат многих обстоятельств, прежде всего, быть может, внятно проявленной воли художественного руководителя фестиваля и председателя его жюри Виктора Яковлевича Калиша. Главный знаток провинциального театра России счел нужным, чтобы маятник фестиваля качнулся в другую сторону: два года назад четвертый "Театр без границ" вознес до Гран-при лабораторные поиски режиссера Клима в новосибирском "Глобусе" (спектакль "Вид в Гельдерланде"), а пятый наградил очень традиционно и очень качественно решенную комедию плаща и шпаги на большой сцене ("Раба своего возлюбленного").
Впрочем, все не так однозначно, разумеется. "Лучшим режиссером" на этот раз стал классический постмодернист Евгений Марчелли: в его "Отелло" мавр-ревнивец не черен, он прежде всего наемник ("афганец", "чеченец" и т.п.), навсегда раненный своим ремеслом, и вся логика его поступков - оттуда. Это спектакль редкой чувственности и острых, изысканно красивых мизансцен: Отелло будет не душить, а ласкать Дездемону, а по стеклу прозрачного зеркала побегут ручейки крови.
"Театр без границ" подтвердил, что у поколения молодых (тридцати-сорокалетних) режиссеров Урала и Сибири есть свой голос, свое место в театральном процессе России, и от Сергея Федотова из Перми, Алексея Крикливого из Красноярска, Марины Глуховской из Омска, Елены Калужских (мастерская новой пьесы "Бабы" из Челябинска), Евгения Ланцова (он челябинец, но с недавних пор - главный режиссер театра драмы города Лысьва Пермской области, который показал на фестивале "Биографию" Макса Фриша - первый лысьвенский спектакль Ланцова) уже на следующем фестивале можно будет ждать спектаклей-лидеров.
Магнитогорский фестиваль был воистину без границ. Магнитогорская драма (честь и хвала ей, ее директору Владимиру Досаеву и всем, кто работал на фестивале) в эти до предела насыщенные дни напоминала странноприимный и гостеприимный дом, куда стремились, преодолевая тысячи километров. Юго-Осетинский театр из Цхинвала ехал на автобусе почти четыре дня и сыграл роскошную, страстную, по-барочному избыточную фантазию, где слово Пушкина сливалось с духом Кавказа. Маленький спектакль ингушского театра-студии "Современник" из Назрани по пьесе У. Сарояна "Эй, кто-нибудь!" запомнился интонацией особой сердечности и непридуманной боли. Молодые актеры из петербургского Небольшого драматического театра продемонстрировали квинтэссенцию театральных исканий северной столицы.
Фестиваль вместил в себя многое. Обсуждения каждого спектакля (монологи столичных критиков Юрия Рыбакова, Ирины Уваровой, Виктора Калиша, Нины Карповой, петербуржцев Юрия Барбоя и Надежды Таршис - это целый театральный университет), ночные бдения, бесконечные разговоры... И даже "театрализованный выход фестиваля на хоккей" (когда на "театральной" трибуне появился лозунг "Осетия с вами!", хоккеисты начали терять шайбу).
"У нас множество фестивалей, но ни один не дает такой панорамы театра провинциальной России, такого глубокого театрального среза всех насущных и глубинных проблем. Магнитогорский "Театр без границ" - это наш Авиньон, культурное достояние России, нуждающееся во всемерной поддержке", - этими словами Виктора Калиша можно и закончить рассказ о фестивальных впечатлениях. Заметив лишь, что главную материальную поддержку "Театру без границ" номер пять оказал Магнитогорский металлургический комбинат. За что ему - отдельное спасибо. n
"Театр без границ-2001"
Итоги V международного фестиваля в Магнитогорске
Лауреаты
1. Гран-при (за лучший спектакль фестиваля)
"Раба своего возлюбленного" Оренбургского драматического театра (режиссер-постановщик Рифкат Исрафилов).
2. Оригинальность и мастерство режиссуры
Евгений Марчелли ("Отелло", театр города Советска Калининградской области).
3. Первая актриса фестиваля
Валерия Прокоп (за роль Жены полковника в спектакле Омской драмы "Полковнику никто не пишет")
4. За лучшую мужскую роль
Владимир Борисов (князь Валковский в спектакле Самарской драмы "Униженные и оскорбленные").
5. За целостность зрительно-пластического образа
Режиссер Олег Пермяков и художник Николай Вагин ("Мертвые души" Новокузнецкой драмы).
Дипломанты
1. За выразительность театральных костюмов
Людмила Григорьева ("Ромео и Джульетта" Екатеринбургской драмы).
2. За яркую музыкальную концепцию спектакля
Владимир Брусс (музыка для спектаклей "Квадратура круга" Челябинского камерного театра и "Школа злословия" Тюменской драмы).
3. За лучшую женскую роль второго плана
Татьяна Малягина (леди Капулетти в спектакле Екатеринбургской драмы "Ромео и Джульетта").
4. За лучшую мужскую роль второго плана
Александр Амелин (Маслобоев в "Униженных и оскорбленных" Самарской драмы).
5. За лучший актерский дуэт
Андрей Пашнин и Андрей Киндяков (спектакль "Школа с театральным уклоном", "Отдельный театр", Красноярск).
6. Зрелый талант
Кларинэ Шадько (Бабушка в спектакле "Обрыв" Ульяновской драмы) и Геннадий Куцан (Питер Тизл в "Школе злословия" Тюменской драмы).
7. Надежда
Ирина Ермолова (Джульетта в "Ромео и Джульетте" Екатеринбургской драмы).
8. Украшение программы фестиваля
Спектакль "ОдноврЕмЕнно" Красноярской драмы (режиссер Алексей Крикливый).
9. За высокопрофессиональный и творческий вклад в программу фестиваля
Заведующий постановочной частью Магнитогорской драмы Александр Чистяков
10. За искусство русской комедии
Спектакль "Похождения Бальзаминова" пермского театра "У моста" (режиссер Сергей Федотов).
11. За режиссерское авторство в спектакле
Николай Коляда ("Ромео и Джульетта" Екатеринбургской драмы).
12. Радость дебюта
Юлия Батурина (режиссер спектакля "Жизнь после смерти" Серовской драмы).
13. Лучший дуэт режиссера и художника
Режиссер Владимир Гурфинкель и художник Ирэна Ярутис ("Квадратура круга" Челябинского камерного театра).
14. За острохарактерный рисунок роли
Андрей Ушатинский (Малый драматический театр "Театрон", Екатеринбург).
15. За смелость театрального эксперимента
Спектакль "В Мадрид, в Мадрид..." Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга (режиссер Лев Эренбург).
16. За актерский ансамбль
Спектакль "Амазония, или Караул N 8" Театра драмы и комедии из Петропавловска-Камчатского.
17. За верность традиции русского психологического театра
Режиссер Юрий Копылов ("Обрыв" Ульяновской драмы).
* * *
Спецприз оргкомитета фестиваля "Театр без границ" за воплощение на сцене русской классики вручен Юго-Осетинскому драматическому театру имени К. Хетагурова за спектакль "Пир..." по "Маленьким трагедиям" и "Фаусту" А. Пушкина (режиссер Тамерлан Дзудцов).