20-12-00
Блиц-визит президента России в Челябинскую область вызвал закономерный поток комментариев, догадок, домыслов и прогнозов. Прогубернаторские СМИ, как и положено, дружно пропели осанну великому преобразователю земли уральской Петру Сумину, единственному из губернаторов, сумевшему дважды в этом году заманить в область президента. Оппозиция, напротив, визита почти не увидела: так, чиркнул президент по краешку области и скрылся в башкирских снегах. Истина, очевидно, лежит где-то между этими крайними позициями. Попробуем же выяснить, что это был за визит, принес ли он реальную пользу области.
У каждого человека есть свои слабости. Потому он и человеком называется, а не роботом, к примеру. Президент Путин, несомненно, принадлежит к человеческому роду, а значит, не лишен слабостей. Самых ярких, на мой взгляд, три: он любит дзюдо, ему нравится кататься на горных лыжах, он любит управлять различной движущейся техникой. Во время предыдущего приезда в Челябинскую область, еще в ранге и.о. президента, Владимиру Путину очень понравились горнолыжные трассы Абзаково. Говорят, что он до позднего вечера совершал спуск за спуском, так что даже журналисты сбились со счета в попытках определить точную цифру прохождений трассы. Неудивительно, что яркие впечатления, оставшиеся у Путина от мартовского визита, сыграли решающую роль в выборе места для кратковременного отдыха президента. Да, следует со всей очевидностью признать: Путин приехал на Южный Урал отдохнуть. Определенную роль сыграл и тот факт, что в Магнитогорске проводился турнир по дзюдо, в котором принимала участие команда питерского клуба "Явара-Нева". Путин, для тех, кто не знает, является президентом этого клуба. Тут надо отдать должное администрации области. Ради приезда президента она в кратчайшие сроки смогла мобилизовать серьезные финансовые средства, исчисляемые миллионами долларов. Любопытно, что для отвлечения внимания от столь масштабных затрат публику кормили баснями о якобы предлагавшихся огромных взятках организаторам с целью перенесения турнира за пределы Челябинской области. А президент просто любит смотреть схватки дзюдоистов, так же, как любит спускаться с гор на лыжах. Вот и все причины его приезда в Магнитогорск.
А в Челябинск Путин приехать отказался. Хотя и звали. Тут и горы подальше, и трассы похуже. Кстати, предвыборный штаб губернатора допустил, на мой взгляд, серьезную ошибку. Ведь на самом деле был упущен реальный шанс заполучить президента и в Челябинск. Уж тут то Петр Иванович мог вдоволь покрасоваться перед избирателями в компании с Путиным. Нужно было просто использовать еще одну слабость главы государства. Включить в программу визита, например, проезд по проспекту Ленина на тракторе Т-800. Подобный агрегат, насколько мне известно, президент еще не пилотировал.
Развлекательно-прогулочную поездку Путина губернаторские идеологи возвели чуть ли не в ранг государственного визита. Президент, видите ли, приехал спасать Магнитку от олигархов. Дежурные слова, сказанные Путиным на пресс-конференции, были немедленно истолкованы именно таким образом. Интересно, что сделает Владимир Владимирович в том случае, если узнает, к примеру, что, скажем, олигарх Х (не без помощи губернаторского окружения, разумеется) скупил контрольный пакет акций ММК? Вызовет подразделение "Альфа"? А может быть, поднимет армию? Впрочем, это далеко не единственный случай, когда слова президента, сказанные в Магнитогорске, истолковывались весьма своеобразно. Уж куда, казалось бы, определеннее было сказано: "Я в предвыборных баталиях участия не принимаю". А в "переводе" прогубернаторской прессы выходит: президент поддерживает Сумина, только сказать об этом забывает (вариант - стесняется).
Но одним притягиванием за уши президента к предвыборной кампании Сумина имиджмейкеры последнего не ограничились. А заодно попытались плюнуть и в сторону главного соперника губернатора на предстоящих выборах - Михаила Гришанкова, встречавшегося в эти же дни в рамках предвыборной кампании с магнитогорцами. Уж так не хотело окружение губернатора пускать Гришанкова к президенту, так не хотело. Просто испереживались все. Это что же, они боялись, что Гришанков попросит снять губернатора "с пробега", а президент эту просьбу исполнит? Почему-то никто даже не смог предположить, что два бывших дзюдоиста просто хотят обменяться впечатлениями от турнира. Впрочем, такие мысли в команде Сумина не могли зародиться по определению, поскольку она полностью зациклена на теме выборов. И даже слухи распускает соответствующие. Правда, неумные. Не могу удержаться от удовольствия привести один: оказывается, перед приездом президента "Гришанков (напомню, доверенное лицо Путина на выборах президента) направил письмо действующему губернатору (!) с просьбой представить его во время визита в область лично Путину (!)". Комментарии, думаю, излишни, подобный пассаж мог родиться лишь в воспаленном мозгу.
Приезд президента, как и предыдущие визиты высокопоставленных московских вельмож, активно использовался в предвыборной борьбе не только губернаторским окружением, но и самим Петром Суминым. Вместо того, чтобы уйти в отпуск после регистрации в качестве кандидата, Петр Иванович до последнего момента оставался на посту, как бы давая понять, что своим присутствием в губернаторском кабинете он удерживает область от сползания в пропасть. На самом деле Сумина прельщают не лавры Атланта, а возможность до конца использовать административный ресурс. Неспроста ближе к декабрю в область с официальными визитами зачастили столичные чиновники, предоставляя губернатору информационный повод бесплатно покрасоваться на телеэкранах. Относится это и к визиту президента. Кстати, вообще непонятно, зачем в Магнитогорск приехал Сумин, оставив челябинских чиновников без присмотра на целый день? Проследить за тем, как Путин смотрит поединки дзюдоистов? Что-то я не слышал, чтобы башкирский президент Муртаза Рахимов приезжал наблюдать, как Владимир Путин бороздит абзаковские склоны (Абзаково находится на территории Башкирии). Впрочем, выборы в Башкирии пройдут еще не скоро.
Владислав МАКАРОВ