21-01-2000


"УралАЗ" выезжает

Внешний управляющий ОАО "УралАЗ" - о секретах исцеления градообразующего предприятия

Ольга АЙЗЕНБЕРГ

Миасс

Ушедший в прошлое 1999 год для Уральского автозавода стал переломным. Главный его итог - предприятию удалось преодолеть кризисную тенденцию. Год от года здесь сокращался выпуск продукции, накапливались долги по налогам и зарплате. А в 1999-м объем производства вырос в два с лишним раза, производительность труда - на 126 процентов, в кошельках автомобилестроителей вновь появились "живые" деньги, предприятию удалось избавиться от закрепившейся за ним недоброй славы одного из главных неплательщиков в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. За год работы в режиме внешнего управления "УралАЗ", похоже, обрел второе дыхание, опровергнув мнение о неэффективности процедуры финансового оздоровления.

Что сыграло при этом решающую роль? На сей счет высказываются разные соображения. Однако лучше всего ситуация на автозаводе видна с восьмого этажа инженерного корпуса, где расположен кабинет внешнего управляющего ОАО "УралАЗ" В. ПАНОВА.

- Как и в медицине, при лечении экономики главное - поставить верный диагноз, - считает Валерий Викторович. - Еще во время процедуры внешнего наблюдения был сделан детальный анализ с привлечением серьезных экономистов, маркетологов и прочих специалистов. К сентябрю 1998 года, когда арбитражный суд ввел на "УралАЗе" внешнее управление, вопрос "Что делать?" перед нами уже не стоял. Рекомендации правительственной комиссии, в составе которой были крупные специалисты в области восстановления платежеспособности, утвердили нас в правильности избранного пути.

Но лучший критерий истины - практика. 13 января прошлого года собрание кредиторов приняло план внешнего управления. Сейчас уже можно сказать, что он выполнен практически полностью. И даже больше: намечали в 1999 году выпустить 5400 грузовиков "Урал", а к 31 декабря с конвейера сошло 5466 машин.

- За какое же звено надо было потянуть, чтобы вытащить из кризиса экономику автозавода?

- Мы начали с изменения внешних отношений - с поставщиками материалов и комплектующих, с потребителями нашей продукции. Первым делом постарались уйти от посредников, наладить прямые связи. Например, по снабжению. Любой посредник затратен. А то, что может он, должна уметь наша коммерческая служба. То же самое и при работе с потребителями: мы ликвидировали вторичный рынок, не позволяющий нам требовать за "Урал" столько, сколько он стоит на самом деле.

Поиск прямых связей обусловил нашу заинтересованность в налаживании внутриобластной кооперации, инициатором которой стал наш завод. Она уже приносит свои плоды: если раньше мы везли металл даже с Украины, то теперь благодаря поставкам из Магнитогорска, Челябинска, Златоуста и других городов Урала имеем месячный запас металлопродукции.

Особое значение придавалось формированию так называемой "кредитной истории". Чтобы получить возможность постоянно пополнять оборотные средства, приходилось доказывать: мы состоятельны, нам верить можно. Начинали работать на маленьких, "коротких" кредитах, возвращали их вовремя и в полном объеме.

Объемы производства старались наращивать постепенно. Очень важно было избежать соблазна "сделать рывок", выдав в один из месяцев в полтора раза больше запланированного. Мы не сторонники резких скачков, поскольку после них обычно следуют падения: остались бы без задела, съев во время "рывка" всю оборотку.

- Одно из печатных изданий, выходящих в области, все успехи "УралАЗа" отнесло на счет покровительственного отношения к предприятию и к вам лично областных властей. При этом довольно прозрачно намекнуло: мол, в преддверии выборов помогают автозаводу отнюдь не бескорыстно...

- Областная администрация, действительно, оказывает нам помощь. Однако скорее идейную и методическую, нежели материальную. Никаких налоговых льгот и послаблений мы не получали. Правда, в первом квартале прошлого года нам пошли навстречу и разрешили недоплатить налоги в областной бюджет при условии, что в IV квартале мы компенсируем задолженность. Так оно и получилось. Единственный не закрытый нами в 1999 году областной налог - в дорожный фонд. Сейчас прорабатываем схему его погашения.

- А как же разговоры о том, что якобы "УралАЗу" областные власти разрешили уйти на межрегиональный рынок перетоков и получать от "Тюменьэнерго" дешевую электроэнергию?

- Официально заявляю: никуда мы не ушли, электроэнергию берем у "Челябэнерго" по 420 рублей за мегаватт/час. Сейчас отрабатываем возможность ее удешевления.

Что же касается "тонких намеков на толстые обстоятельства", то их появление я полностью связываю с недавней избирательной кампанией. Многие кандидаты предпочитали агитировать за себя методом "от противного": поливали всех грязью, чтобы красоваться на общем фоне в белых одеждах... К тому же предприятие, работающее в режиме внешнего управления, в принципе не может финансировать чью-либо избирательную кампанию. Вся наша прибыль идет на расчеты с кредиторами, которые весьма пристрастно и чуть ли не с лупой в руках следят за всеми нашими потоками - и товарными, и денежными.

- А у вас лично есть политические амбиции, ведь нынче нам предстоит выбирать и городскую, и областную власть?

- В прошлом году с подобным вопросом ко мне приходили "яблочники". Их интересовало, не собираюсь ли я бороться за думский мандат. Я тогда успокоил своих потенциальных политических оппонентов. И сейчас хочу сделать то же самое. Заниматься политикой я не собираюсь. Мне намного - на порядок - интереснее решать чисто производственные вопросы. Я ведь на "УралАЗ" пришел не из партии, общественной организации или общества "Знание", а с завода.

- Одним из важнейших достижений нового руководства ОАО "УралАЗ" явилось сплочение коллектива. Хотя поначалу далеко не все приветствовали приход на предприятие человека со стороны, варяга...

- Поэтому на предновогодних встречах с трудовыми коллективами цехов и отделов особенно приятно было услышать мнение о том, что сейчас у рабочих и руководителей общие цели и задачи. Такие слова дорогого стоят! Думаю, все увидели наше стремление возродить завод, а также способность новой команды держать слово: дав обещание ежемесячно увеличивать на 50 рублей размер выплат заработка наличными деньгами, мы выполняли его, чего бы нам это ни стоило.

- Автозаводцы мне не простят, если я не спрошу: "А не собирается ли Панов перебираться в Миасс?"

- Я уже сделал это, поменяв квартиру в Челябинске. Так что теперь живу в одном из домов на проспекте Автозаводцев.

- Внешнему управляющему известно, каким будет для ОАО "УралАЗ" год Дракона?

- Конечно. Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. 29 декабря мы открыли новое подразделение - цех кузовов-фургонов. Он разместился на производственных площадях бывшего главного конвейера и сдаточного цеха, где завершена первая очередь реконструкции. 10 января там началось освоение производства универсальных видов спецтехники - вахтовых автобусов, авторемонтных мастерских и прочих разновидностей кузовов-фургонов. Первую "вахтовку" планируем изготовить уже в феврале. С выходом на проектную мощность новый цех будет выпускать ежегодно до 1000 вахтовых автобусов, предназначенных для перевозки пассажиров по бездорожью, и около 500 кузовов-фургонов. Всего же в 2000 году с автозаводского конвейера сойдут 7400 "Уралов" - на 35 процентов больше, чем в предыдущем.

Кстати, жизнь заставляет нас заглядывать в будущее не на год, а гораздо дальше. Недавно научно-технический совет ОАО "УралАЗ" одобрил концепцию технического развития предприятия до 2010 года. Уверен, что в грядущем столетии "Урал" укрепит свои позиции на автомобильном рынке внутри страны и за рубежом. n