21-01-2000


"Я сначала сам себя съем..."

Солисту челябинской оперы Николаю Коновалову - 50

Татьяна ЖИЛЯКОВА

Челябинск

Завтра в академическом театре оперы и балета имени Глинки состоится бенефис солиста театра, заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Николая Коновалова, посвященный его 50-летию и 25-летию творческой деятельности.

Вообще-то Коновалов поступил в музучилище случайно. Подавал документы в Барнаульское высшее военное летное училище, там, где царствуют точные дисциплины. Николай Павлович и поныне человек аккуратный и определенный. Любит, как сам признается, четкость режиссерских задач, надежность в партнерах, играя спектакль, всегда старается рассчитать свои силы. Такое немецкое понятие профессионализма.

Впрочем, за границей на международных конкурсах его ценят как раз за русскую манеру исполнения. "Они там поют хорошо, но как-то холодно, - размышляет Коновалов. - А мы знаем, как задеть за живое. Выходишь на сцену и протяжно начинаешь "Кабы Волга-матушка..." - зал затихает". Не случайно постоянным спутником за границей у певца - его товарищ профессор-баянист Владимир Бычков. Есть даже разделение труда. Бычков все организует, получает приглашения, а финансами помогает друг Николая Павловича, бизнесмен по роду деятельности. Театральное начальство в силу своих экономических проблем остается в стороне, зато всегда на конкурсы отпускает. Так, в 1996-м в Италии Коновалов с Бычковым заняли третье место.

Мне кажется, помимо таланта было у наших героев и большое желание непременно преуспеть. Раз уж ехали за тридевять земель, так уж непременно за победой. Три года спустя в Данию добирались на машине - пять тысяч километров! И как тут было не получить первое место.

Коновалов исполняет в театре все ведущие партии лирического тенора: Альмавива, Ленский, Рудольф, Альфред и другие. Но что интересно: многие его коллеги считают Николая Павловича, серьезного, как мы уже заметили, человека, прекрасным комическим героем. Вот только роли комических простаков непременно получают у Коновалова лирическую окраску. К примеру, неожиданно интересной, объемной получилась роль Наполеона в "Баядере".

Свой полувековой юбилей Николай Коновалов встречает, как мне показалось, с некоторым удивлением. Я спросила: когда, на его взгляд, для солиста оперы наступает пенсионный возраст?

- Мне же еще 50, а вы про пенсионный возраст!.. А вообще все зависит от того, насколько критически относится к себе артист. Мой педагог в консерватории говорил, дескать, Коля, как только ты перестанешь сам себя есть, тогда запоешь еще лучше. Для меня главный судья - я сам. Я сначала сам себя съем, а потом отдам другому. А поскольку я продолжаю это делать и по сей день, то надеюсь петь еще лучше. Я, действительно, не все еще спел...n