21-01-04
Выставка с некоторым опозданием приурочена к 115-летию со дня рождения этого выдающегося челябинского мастера. Обширная и продуманная экспозиция вместила в себя около 150 работ, за ними - три десятилетия, начиная с первой, почти ученической, работы, датированной 1911 годом, и заканчивая полновесными картинами большого художника.
Экспозиция построена таким образом, что мы сразу входим в мир зрелого мастера. в своих последних работах он виден во весь рост - изумительный колорист, мастер пейзажа и портрета. А затем выстраивается некая обратная реконструкция жизни и творчества.
Автор экспозиции искусствовед галереи Галина Трифонова считает, что, сложись внешние обстоятельства несколько иначе, и Русаков стоял бы сейчас в истории русского искусства рядом с Петровым-Водкиным и Сарьяном.
Николай Афанасьевич родился, по новым, уточненным, данным, в 1888 году в деревне Писклово под Еткулем. Учился в Москве и Казани у известного русского живописца, графика и скульптора Николая Фешина. В ученические годы путешествовал: плавал на пароходе из Одессы в Киото, позже ездил по Средней Азии. В Москве Русаков общался с Константином Бальмонтом, Владимиром Маяковским, Александром Родченко. Последний даже сделал акварельный портрет Николая Афанасьевича, датированный 1912 годом, - он сейчас находится в коллекции нашего художественного музея. Позже дочь Родченко Варвара Александровна передала Галине Трифоновой отпечаток фотографии Русакова, сделанный ее отцом.
После Казани Русаков возвращается на Южный Урал. В Челябинске открывает художественную студию, затем преподает живопись в одном из домов культуры. На выставке целая стена отдана под работы учеников Николая Афанасьевича. Ими были известные наши мастера Михаил Комиссаров, Константин Соколов, Иван Таушканов, архитектор Евгений Александров, Виктор Мещеряков, Александр Харин, Николай Загородков:
Судьба, а точнее советская власть, обошлась с художником жестоко. Спустя пять дней после начала Великой Отечественной Русаков был арестован по доносу. Случилось это не на поле боя, а в Челябинске. 17 октября состоялся суд, стандартная формулировка "измена Родине" и - расстрел:
Николая Афанасьевича реабилитировали только в 1956 году. Картины его сохранила верная жена Мальвина Каземировна, увезя их к сыну в Москву, где тот учился.
Возвращение художника к зрителю оказалось дольше, чем ход справок в НКВД. Впервые после этих событий публика увидела работы Русакова в 1980 году на выставке старейших челябинских мастеров, собранной искусствоведом Леонидом Байновым в Выставочном зале Союза художников. А к столетию художника в областной картинной галерее прошла его первая после смерти персональная выставка. Тогда всем стало очевидно, какой прекрасный художник жил здесь и сгинул во тьме сталинского террора. Искусствовед Галина Трифонова с тех пор провела огромную работу с тем, чтобы вернуть это имя в анналы нашей культуры. Буквально по крупицам, работая в московских и казанских архивах, сотрудничая с обществом "Мемориал", общаясь с родственниками и учениками мастера, она собрала уникальный материал, составивший целую книгу "Я смотрел зачарованными глазами:" Частью собранные факты были опубликованы в журналах "Урал" и "Наука в России". Целиком монография выходит на днях, любопытно, что ее оформила внучка Николая Афанасьевича - художница Татьяна Русакова-Семенова, живущая в Москве.
Выставка Николая Русакова, основоположника челябинской художественной школы, посвящена 70-летию области. И это не ритуальное событие и не дежурное посвящение. Понимая себя сегодня как крупный художественный центр, мы восстанавливаем мощный пласт, положивший основу местной культуры в ХХ веке.
Выставка будет работать до 15 февраля.
Айвар ВАЛЕЕВ