21-01-04


Любовьк революции и Инессе

Пламенным большевиком Владимиром Лениным владели и иные страсти

О любовных взаимоотношениях вождя революции (сегодня 80 лет со дня его смерти) с Прекрасной Дамой и соратницей Инессой Арманд, плодом которых якобы стало рождение сына, первой сообщила автору этих строк заслуженная артистка России Майя Глебовна Дробинина. Много лет она отдала исследованию документов, архивов. Побывала в местах ссылки Инессы, встречалась с ее дочерьми. Со своим моноспектаклем "Жизнь, отданная вам", посвященным соратнице и любовнице Ленина, актриса объ-ехала всю Россию. Зрительницы обливались слезами, приговаривая: "Вот как нужно уметь любить!", имея в виду Ильича.

А был ли мальчик?

Майя Дробинина посвятила этому проекту более 30 лет, обновляя спектакль новыми фактами, уточненными деталями. Она восхищалась Инессой, могла говорить о ней часами. Результатом нашей беседы стала публикация интервью в "Челябинском рабочем" летом 2000 года. Я и сама зажглась этой темой. В семидесятые годы моя московская подруга жила в большой коммунальной квартире, которая прежде принадлежала состоятельному многодетному фабриканту Арманд, а Инесса была женой его старшего сына. Один из жильцов коммуналки, покойный Юрий Богатырев, знаменитый артист, когда я однажды гостила, сказал мне, указывая на потертые половицы: "Сюда ступала нога Ленина. Ильич хаживал к своей возлюбленной Инессе Арманд". Миф, конечно, красивая выдумка, появившаяся за отсутствием фактов. В советские времена подробности интимной жизни кого бы то ни было, а тем паче большевиков, замалчивались.

Три года назад Майя Глебовна из Челябинска перебралась на постоянное место жительства к сыну Владимиру Примакову в Дрезден, который проживает там с семьей уже много лет. Кстати, внучку Майи зовут: конечно же, Инессой. Увы, в августе 2002 года М.Г. Дробининой не стало. Она похоронена на одном из дрезденских кладбищ. Так и не исполнилась ее давняя мечта - найти сына Инессы и расспросить его обо всем, что он может помнить о своей матери.

Потом Владимир Примаков прислал мне заметку из газеты "Русская Германия". В ней писалось о намерениях российских историков исследовать родословную и происхождение погибшего в годы Отечественной войны советского полковника Андрея Арманда, похороненного в Литве, с целью установления, не является ли он сыном Ленина. Я не удержалась и написала в редакцию о том, что знала от Дробининой. Что Андрей - сын Инессы от второго брака с Владимиром Армандом, младшим братом ее первого мужа Александра Арманда. И что предполагаемый общий сын Александр Владимирович Стефан (а в другом написании - Стеффен, это девичья фамилия Инессы), возможно, до сих пор живет где-то в Берлине.

В ответ меня попросили подготовить статью на эту тему. Она была опубликована минувшей осенью в "Русской Германии" под заголовком "Революционно-любовный треугольник". Вскоре мне переслали письмо читателя этой газеты, некоего Хайо Обухофф, жителя Берлина. Он писал, что публикация подвигла его на поиски ленинского наследника. Но они пока не увенчались успехом. Правда, он намерен продолжить эту миссию. Между делом я попросила моего читателя рассказать о себе, ведь фамилия Обуховых распространена на Урале. Оказалось, что его дед родом из Томска, в годы первой мировой войны он попал в Германию и осел там, женившись на немке. Сам Хайо уже коренной гражданин этой страны, но хорошо владеет русским языком и, судя по всему, живо интересуется всем, что связано с исторической Родиной.

Пылкая Инесса

О ней, конечно, и в советские времена писали. Однако прежде всего как о профессиональном революционере, руководителе женского движения и соратнице Ильича. О их любви - ни слова. В полном собрании сочинений Ленина были письма к Инессе Арманд. Но с пропусками либо с комментариями вроде: "Первые три листа утеряны". Потом в архивах они "нашлись". А в дневниках Инессы иные страницы были уничтожены совсем. Еще когда был жив Ленин, Иосиф Сталин с соратниками делали все, чтобы замолчать роман Ильича и Инессы. Как-то не вязался миф о пламенном вожде мирового пролетариата с банальным адюльтером:

Один немецкий автор писал, что, выйдя замуж, Инесса вела весьма размеренный образ жизни, купаясь в любви мужа и его внимании, отчего скучала. Захотелось приключений - начала роман с братом мужа Владимиром. От жажды разнообразия якобы и в революцию пошла. Но ее российские биографы смотрят на эти факты иначе.

Революция, утверждают они, была ее убеждением. Родом она из бедной французской семьи. Ее мать Натали Вильд была актрисой, отец Теодор Стефан - оперный певец, умерший в 24 года. Трех их дочерей бабушка по материнской линии отвезла в Москву, где сестра матери была гувернанткой в доме многодетного фабриканта Арманд. Там, за фамильным столом, все время велись революционные разговоры. В их доме скрывались от преследований полиции революционеры. Инесса варилась в этом котле, эти взгляды ей были по душе. Она мечтала о свободе женщин. Потом вышла замуж за одного из сыновей Арманда, Александра. Ее жизнь была настолько обеспечена, что каждую свою горничную Инесса выдавала замуж с приданым. Но ей недоставало активной деятельности. Сначала Инесса организовала школу для крестьянских ребятишек. Школа эта в селе Ельдигино, что неподалеку от города Пушкина, вроде бы и поныне существует.

Одержимая социалистическими идеями, однажды она прочла работу некоего Ильина (псевдоним Ленина), очень ее впечатлившую. До их знакомства было еще далеко. Ее воззрения разделял младший брат ее мужа Владимир. У них возникла пылкая страсть. Александр, безумно любивший свою жену, тем не менее отпустил ее с четырьмя детьми, и вскоре у Инессы и Владимира родился общий сын Андрей. Жизнь супругов овеяна революционными трудностями. Сначала второй муж оказался в тюрьме, потом в архангельской ссылке, куда отправилась и Инесса, оставив детей на попечении первого мужа. Вскоре Владимир эмигрировал за границу и там умер от туберкулеза. Инесса лишилась покоя. "Непоправимая потеря, - пишет она в дневнике. - С ним было связано все мое личное счастье. А без личного счастья человеку прожить очень трудно". (Много лет спустя незадолго до смерти Инесса скажет, что физическое влечение часто не связано с сердечной любовью и что в ее жизни только раз эти два чувства совпали. Она говорила о Владимире Арманде).

Знакомство по объявлению

Чтобы заглушить горечь утраты, Инесса поступила в Брюссельский университет и экстерном, за год, закончила его с отличием. Взяв младшего сына, она поехала знакомиться с французским рабочим движением в свой родной город Париж. Там в 1909 году и пересеклись ее пути с Лениным. Один из авторов, А.Кукс, пишет, что дело было так: "Окрепнув и отдохнув в Лозанне, он (Ленин. - Л.С.) неожиданно понял, что одной подруги (Н. Крупской) ему мало. Втайне от нее он дал объявление в одной из лондонских газет: дескать, желаю познакомиться и прочее. Первой откликнулась некая Инесса Арманд, которой впоследствии довелось сыграть в русской революции не последнюю роль:" Как бы то ни было, И. Арманд стала правой рукой Ильича. Переводила его книги и статьи, моталась с его заданиями по Европе, бывала даже на других континентах. Вместе с ним и Крупской организовала школу в Лонжюмо. Инесса Федоровна стала ею руководить, а педагогами были Крупская, Ленин, Луначарский, Роза Люксембург. Считается, что там-то у них с Лениным и произошла первая близость. Шла весна 1911 года. Ленину было сорок лет - критический возраст для мужчины!

Революционные мотивы были уже ни при чем. Они полюбили друг друга. В прагматичном Ильиче никогда не умирал романтик. Ему нравились любовная лирика Блока, стихи о Прекрасной Даме. С этим образом никак не ассоциировалась "партийная жена" Крупская с ее сексуальной сдержанностью, бесплодием на фоне базедовой болезни, непривлекательной внешностью. Зато Арманд была красавицей, необычайно женственной! Его притягивало к ней и ее престижное образование, и владение несколькими языками, и необыкновенный ум. Инесса обожала и знала искусство, прекрасно играла на фортепиано. В Инессу пылко влюблялись многие мужчины.

Правда, симпатии не мешали будущему вождю революции использовать свою Прекрасную Даму и как общественного деятеля. Вот строки из его письма: "В целях установления единства 11 организаций РСДРП всех направлений необходимо дать бой ликвидаторам и их союзникам на международной объединительной конференции в Брюсселе. Крайне важно основной доклад прочитать с толком. Для чего необходим прекрасный французский. Прекрасный! Кроме тебя никого нет. Изо всех сил прошу согласиться хотя бы для прочтения доклада. Старших детей легко можно на три дня оставить, младшего Андрюшу возьми с собой. Ты знаешь, по тактическим соображениям я в Брюссель не поеду. Все очень будут злиться, захотят отомстить тебе. Но я уверен, что ты покажешь свои коготки. Заранее восторгаюсь, как они нарвутся, публично встретив спокойный и немного презрительный твой ответ... А мне хотелось бы поцеловать тебя тысячу раз. Я вполне уверен, что ты одержишь победу. Я забыл о денежном вопросе. Оплатим письма, телеграммы (пожалуйста, телеграфируй чаще), и гостиницу, и железнодорожные расходы, и т.д. Помни об этом. Желаю здоровья, спокойствия. Искренне твой Владимир Ильич".

"Отзывчивый товарищ Надежда"

Когда их отношения стали слишком заметны, родственники Ленина потребовали, чтобы он порвал с Инессой. Революция - и такие слухи. Они же могут навредить! Ильич отправил Инессу в Париж. Она оттуда пишет ему письмо:

"...Расстались мы, дорогой, с тобою. Это так больно. Я знаю, я чувствую - никогда ты сюда не приедешь. Какое большое место еще здесь, в Париже, ты занимал в моей жизни. Вся деятельность здесь была тысячами нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя. Но тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя. Говорить с тобой было радостью. Это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты провел расставание? Нет. Я думаю, что ты это сделал не ради себя. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо оживлялось. И, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты этого не замечал".

Это было в 1916 году. Тогда у нее уже был ребенок от Ленина, сын Александр Стефан (в некоторых источниках его фамилия пишется как Стеффен). Родился он в 1913 году, младенцем был отправлен, по одним сведениям, в один из германских пансионатов, по другим - в семью австрийского коммуниста. В 1928 году неизвестные люди (посланники Сталина?) забрали его и отправили на пароходе в Америку. Там он служил в армии, женился, там же похоронил жену и в 1959 году вернулся в Европу. Отпрыску легендарного вождя предоставили гражданство ГДР, неплохую пенсию и двухкомнатную квартиру в Восточном Берлине. У Бранденбургских ворот, где, возможно, он и живет, как утверждают источники, по сей день. Написал книгу воспоминаний, в ней рассказывает и о своей матери, с которой виделся весной 1920 года в Зальцбурге. Тогда-то Инесса поведала ему правду об отце, подарила письмо, процитированное выше, которое она писала Владимиру Ильичу в Париже в 1913 году. Александр Владимирович предполагал, что папаша все же держал его, крохотного, на руках, но точных сведений насчет того, видел ли Ленин своего сына, нет. В России Александр не был ни разу. Зато в 1967 году Брежнев, будучи в ГДР на встрече лидеров мирового коммунистического движения, пригласил Стефана в советское посольство, где вручил ему орден Дружбы народов и крепко расцеловал. Обещал пригласить в качестве почетного гостя на XXIII съезд КПСС. Почему-то не пригласил. В бывшем СССР о единственном сыне Ленина до сих пор мало кто знает, хотя в последние годы о нем писали некоторые издания, а журналисту "Аргументов и фактов" в 1999 году даже удалось сделать с ним, человеком весьма преклонного возраста, короткое интервью.

Однако вернемся к любовному треугольнику. Крупская была очень преданной подругой и женой. Об отношениях мужа с Арманд она все знала. В принципе Ленин и не скрывал привязанности к своей пассии. Оказывается, он вообще не был пуританином. Не так давно стали всплывать материалы, проливающие свет на его интимные отношения с Розой Люксембург. В ту эпоху процветал феминизм. Среди феминисток адюльтеры были явлением нормальным. Другая известная революционерка - Александра Коллонтай вела столь же свободный образ жизни. А Инессу даже жрицей любви называли. Но Ленина она полюбила всерьез. Крупская, понимая это, не раз порывалась уйти от Владимира Ильича, но он удерживал ее. Она, "отзывчивый товарищ Надежда", как однажды он назвал ее в письме к брату, была очень надежным человеком. Ее принципы - не отклоняться от пути Володи, всегда облегчать его жизнь, ничем не стеснять, быть рядом незамеченной, но в любую минуту готовой помочь - его вполне устраивали. О сопернице Надя не позволяла сказать ни одного дурного слова, даже если было что сказать. Встречала ее радостно, как подругу, чтобы не навредить настроению Володи. Правда, нервные срывы бывали, но их она доверяла только своему дневнику.

"Эта крашеная сука смогла переспорить Ильича в вопросах о тред-юнионах, и он изменил позицию! Немыслимо!" Это было еще в первый год знакомства. А вот запись из дневника Крупской 1918 года: "В.И. необычайно деликатен со мною и, когда отсылает меня из Кремля, всегда придумывает достойный повод. Но ОНА со мной не церемонится:" Или: "В.И. будет встречать Новый год не с нами вместе, а только с НЕЙ. Сказал мне, что покажет ей тот шалаш в Разливе, который я все равно видела: Проводила их уже почти спокойно".

Не расстались и после смерти

Дневники Надежды Константиновны хранятся в "Архиве Крупской" ("Krupsky's Archives") в США. Доподлинно неизвестно, как они туда попали, можно только догадываться, что их хотели надежно спрятать. Эти материалы рассекречены совсем недавно, года два назад. А за десять лет до этого о любовном треугольнике в Америке был снят фильм, что большая редкость для американского кинематографа, ибо о чужой истории Голливуд делать фильмы не любит. Режиссер Алан Смити и компания "Юниверсал Пикчерз" выпустили ленту "Владимир и Инесса", где роль Ленина исполнил Майкл Айронсайд, Инессы - Мэрил Стрип, а Крупской - Кэти Бейтс. Сценарий писал сам режиссер в соавторстве с Джоном Тодорски. Но источники информации тогда были бедны. К тому же сочинители исказили факты, причем сознательно, ибо законы мелодрамы диктуют: больше слез, больше крови: Однако жизнь всегда богаче творческих фантазий. А перипетии любовного сюжета в реальности были сложнее, чем мог бы сочинить даже самый лихой борзописец. В своем дневнике Крупская писала, что Мария Спиридонова (тоже известная революционерка) однажды зачем-то подарила ей браунинг. И (надо же!) Надежда стала ходить в тир, чтобы научиться стрелять. "Очки мешают целиться", - пишет она в дневнике. Л. Гурский, который обнародовал эти записи в России в материале "Он, она и Прекрасная Дама", выстроил цитаты из дневника и свои комментарии к ним так, что вывод напрашивается сам собой: на заводе Михельсона 30 августа 1918 года в Ленина стреляла не эсерка Каплан. Ее "подставили", пользуясь невероятной схожестью двух женщин: обе сутулые, обе в очках, обе больны базедовой болезнью.

У постели раненого Ильича ночи напролет сидела верная "партийная жена". На радость ей фаворитку Арманд от него отстранили. Возлюбленные были лишены связи. И все же Ленин старался проявлять о ней заботу неимоверную. Сохранились его записочки к ней. В одной он пишет, что почему-то не работает телефон. А не работал он потому, что уже и Сталин, и Орджоникидзе взяли ситуацию под контроль. Пришлось влюбленным общаться лишь посредством писем. Кстати, есть версия, что Арманд, в 1920 году волею Ленина отправленная "к Серго, на Кавказ" для отдыха, умерла не от холеры (некоторые исследователи считают, что в ту пору не было на Кавказе эпидемии холеры). Ее якобы отравили, а смерть любовницы вождя "заказала" Крупская. Свела счеты с соперницей.

Действительно, ни к кому так тепло и трепетно не относился Ильич, как к Инессе. Мало кому он написал такое количество писем, как ей. Сообщение о ее смерти было для него шоком. Александра Коллонтай свидетельствовала: "Мы шли за ее гробом, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами, и казалось: вот-вот упадет". По мнению Коллонтай, это печальное событие ускорило смерть самого Ильича.

Незадолго до кончины Инесса, уставшая от революционной борьбы, писала в своем дневнике: "Теперь я ко всему равнодушна. А главное, почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В.И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, свою страсть В.И. и делу работы, в нем истощились источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато. У меня больше нет, за исключением В.И. и детей моих, каких-либо личных отношений с людьми:"

Инесса Арманд покоится на Красной площади. В нескольких метрах от своего возлюбленного.

Лидия САДЧИКОВА