21-01-98
К началу святок ЧГТРК подгадала премьеру нового документального фильма о звонаре церкви святителя Василия Великого (напомню, что этот один из самых молодых челябинских храмов находится на ЧТЗ) - Леониде Попове.
35-минутная телевизионная лента, названная автором "На колокол душа отозвалась", избежала традиционного, обычно суховатого закадрового текста. Михаил Абрамов (автор идеи и сценария), Геннадий Кононов (автор сценария, режиссер-оператор) и Геннадий Бабаев (звукорежиссер) сумели вдохнуть в картину свежесть юношеского восприятия и "высказаться" живым запечатленным материалом, в котором главное - бесхитростный рассказ звонаря о своей судьбе, о колоколах и звонах, его нелегкий, но вдохновенный труд. Фильм, выполненный в жанре документальной публицистики, если и не дает исчерпывающего портрета своего героя, но поэтическим образом приближает к зрителю человека, странного в мирском понимании: в прошлом профессионального джазового музыканта, а теперь - послушника, церковного звонаря.
Впрочем, кто все-таки главный герой в фильме? Может быть, сами колокола, равных которым, по мнению Леонида Попова, в России сегодня нет (новоделы, установленные на звоннице Василия Великого и отлитые на уральских заводах товариществом "Пятков и К", в 1992 году получили Большую золотую медаль на всероссийской ярмарке)?
Колокола действительно заполняют собой все видовое и звуковое пространство фильма. Они в заснеженном поле и на звоннице храма, у Леонида дома и в снах его младшего сына Лени, разделившего с отцом нелегкую, наполненную верой и серьезным, взрослым делом жизнь. Дело это - служение при алтарях Симеоновского и Свято-Троицкого храмов, учеба в воскресной школе и помощь отцу на звоннице. Пожалуй, одна из самых проникновенных сцен фильма - служба рука об руку, рядом двух звонарей: отца и сына. Леонида-старшего - немного сгорбленного, начинающего седеть, с лицом, испещренным морщинами, но открытым миру, и Леонида-младшего - мальчика-восьмиклассника, только вступающего в жизнь, совсем еще юного, разрумянившегося то ли от свежего морозного воздуха, то ли от радостной работы, то ли от волнующей съемки.
Когда-то, видимо, бесконечно устав от мытарств, "впав в страшное уныние, разочаровавшись в жизни, вплоть до того, что, грешный, решил самовольно уйти из нее", Леонид, попрощавшись с домашними, "закрыв парализованную мать и маленького ребенка, ушел... А оказался у врат Господних - у Симеоновского храма". "Как после этого не верить? - спрашивает он. - Я так представлю, что Господь ко мне стучался, звал, как и ко всем нам, и, наконец, взял меня за руку и привел, и спас от гибели". В церкви Леониду предложили нести послушание звонаря, а значит славить Бога звоном колоколов. И он, музыкант-ударник, в прошлом игравший в "Уральском диксиленде", хорошо знакомый с джазовой элитой, смиренно взошел на звонницу и принял послушание. И тем самым ничуть не изменил призванию музыканта. Он освоил новые для себя ударные инструменты - церковные колокола.
Колокольный звон - уникальный пласт русской культуры, уходящий корнями в глубину веков. Колокол призывает живых и оплакивает мертвых, говорят в народе. И творить колокольный звон должен человек не только чистый душою, но и одаренный музыкально от Бога. Таков ли герой фильма - судить зрителю, и слушателю, и прихожанину церкви свт. Василия Великого. Авторы же ленты предоставили нам эту возможность, вложив в картину всю свою любовь и уважение к искусству колокольного звона, к православным традициям и церковным службам. А кроме того, они показали в этом "контексте" несравненную русскую природу во всем ее живописном очаровании, природу, имеющую, конечно же, божественное начало. Кстати, снимая церковь в черте большого, шумного города, режиссер-оператор Геннадий Кононов отсек всякие намеки на мегаполис. Его словно бы и нет. И это именно так, ведь, входя в храм, человек попадает в другой мир, остается наедине с Богом.
Знакомые мне челябинские музыканты, знающие Л. Попова еще по работе в филармонии, посмотрев фильм, порадовались: "Вот ведь, нашел, наконец, человек себя. Пусть живет по-прежнему трудно, кормится иногда чем Бог пошлет, тайными подаяниями прихожан, зато духовно богат, в отличие от многих своих современников... А играет-то как? Синкопы и те выводит".
На говорящую икону (так еще называют колокол) в руках Леонида Попова, конечно, уже отозвалась и еще отзовется не одна душа. Чтобы помочь этому, звукорежиссер Г. Бабаев записал в исполнении Л. Попова традиционные русские звоны и в настоящее время готовит этот материал для выпуска аудиоальбома, ждущего своих спонсоров.
Хорошо ложатся на ткань фильма и несколько кадров, уже ставших историей, - освящение отцом Сергием, настоятелем церкви свт. Василия Великого, куполов храма и их установка. Кстати, предыдущая работа тех же авторов (М. Абрамова, Г. Кононова, Г. Бабаева) "Дорога к храму" - это хроникально-документальный очерк, рассказывающий о некоторых этапах восстановления величайшего русского собора - храма Христа Спасителя в Москве. В том фильме есть не только рассказ о прошлом храма, но и "новейшая" история, включившая подробную "летопись" уникальной работы уральских мастеров, выполнивших на совесть заказ для храма Христа Спасителя.
Вспомним и о том, что звукорежиссер фильма "На колокол душа отозвалась" Геннадий Бабаев принял участие в другой, более ранней, ленте челябинских теледокументалистов "Храм. Страницы вечности". А если обратиться к прежним фильмам того же Г. Кононова, который работает на областном телевидении с 1959 года (тогда в городе еще и телевизоров не было), о челябинских художниках, скульпторах и других мастеровых искусства?.. Почему бы не устроить авторский показ, ретроспективу этих интереснейших картин, соединив ее с творческими встречами в популярном у городской интеллигенции кинотеатре "Знамя", который всегда заинтересованно поддерживает подобные начинания?
О чем еще хочется сказать? Наверное, о красоте. О душевной силе и чистоте Леонида и его сына Лени, которые так и светятся. О красоте невеликого этого храма и других церквей, о разрушенных временем и, увы, где-то людьми и найденных авторами фильма в Кунашакском районе. О красоте небогатой звонницы храма Василия Великого, красоте, тонко подмеченной оператором днем, вечером и даже ночью. О красоте колокольного звона, который, по преданиям, способен отгонять нечистую силу, вылечивать от разных болезней, отводить грозу. Пленительнейший из русских звонов - вечерний - звучит в финальных кадрах фильма. И весь-то этот фильм не что иное, как подлинно православная поэма во славу колокольного звона и тех, кто дарит его людям.
А тема красоты природы и человека нашла еще одно воплощение в звуках уже другого инструмента - виолончели (исполнитель Татьяна Болтенко). Известно же, что виолончель, как ни один другой музыкальный инструмент, способна петь человеческим голосом. Звучат в фильме прекрасные духовные песнопения Г. Львовского и дьяка Титова. Не знаю, насколько уместным покажется некоторым слушателям наложение колокольных звонов на ритмику ударных в исполнении Вячеслава Тарасова вкупе с вариациями виолончели, но думается, что такой синтез - несомненная удача звукорежиссера Геннадия Бабаева, который тем самым заявил о себе как автор музыки, вобравшей в себя несколько разных, уже состоявшихся ранее звуковых тем.
Мы видим и красоту детей, пришедших в храм впервые и слушающих рассказ отца Сергия о заслугах свт. Василия Великого. Красоту первого снега и золотистого летнего поля, алого заката и синих метельных сумерек...
Закончив труды праведные, в поземку выходит из ворот храма наш звонарь и, оступаясь в сугробы, преодолевая жестокие порывы ветра, пропадает во мраке, чтобы назавтра встретить день звоном, вечным, как мир.
Мария ЛУКИНА.
Р.S. Так совпало, что создатели фильма пригласили автора этих строк в студию в качестве "первого своего зрителя", совсем не ведая о том, что Василий Лукин (мой прадед) в конце прошлого века служил в одной из церквей Оренбургской губернии сельским звонарем.