21-01-98


Похороненный заживо дом

А его жильцы раньше времени умирать не желают

Дом N 165 по проспекту Победы всегда напоминал мне корабль. Скромная чистенькая пятиэтажка, словно осторожный эсминец из тихой бухты, вплывает торцом в шумный поток пешеходов и автомобилей Челябинска. Внимательно смотрят на дорожную суету проспекта балконы-иллюминаторы. И вот совсем недавно у этого кораблика появилось название. На самом видном, обращенном к улице углу дома появилась большая черная вывеска. Скорбные, издалека видные буквы гласят: похоронное бюро "Ритуал".

- Это ужасная надпись, - жалуется пенсионерка из третьего подъезда, - нашему дому теперь будто имя присвоили. Вечером возвращаешься усталая с работы и вид родного жилья тебя не радует. Похоронное бюро - думаете, приятно каждый день читать эту мрачную надпись рядом со своей квартирой?

Впрочем, о наличии в своем доме этого самого похоронного бюро жильцы дома N 165 знали давно. Идешь, бывало, мимо подъездов, а тебя тут же хватает за руку какой-нибудь помятого вида мужчина и доверительно шепелявит на ухо: "Оркестр не нужен? Мы дешевле всех берем". Отцепишься от назойливого типа и только потом поймешь, что это он кладбищенский оркестр ангажирует, из-за хмурого вида тебя приняли за одного из клиентов похоронки.

- Я-то привыкла с ними общаться, пошлешь подальше и отстанут, - рассказывает жительница второго подъезда Н., - а вот мама моя всегда пугалась этих оркестрантов и после их вопросов постоянно плакала. Я теперь тоже постарше стала, и нервы мои уже не выдерживают. А тут еще эта вывеска траурная. Ну почему нам постоянно о смерти напоминают!? Мне сынишка предложил кирпичом ее разбить, да я запретила. Сделают еще что-нибудь мальчонке - это ж такая мафия.

Большинство квартир в доме N 165 приватизированные. Но фасад дома все равно является собственностью государства, и в вопросе, вешать или нет на стену такую надпись, мнение жильцов не играет никакой роли. А государству все равно.

- С начала нынешнего года от наружной рекламы в бюджет города поступило несколько сот миллионов рублей, - говорит Юрий Николаевич Старцев, начальник отдела экономического развития администрации Челябинска. - Что касается содержания и внешнего вида рекламы, то кроме нашей городской администрации этой проблемой сейчас занимается специально созданная рабочая группа областного Законодательного собрания. В нее кроме юристов и экономистов вошли культурологи, искусствоведы, специалисты по русскому языку. Меня же, откровенно говоря, более заботит экономическая сторона этой проблемы.

Спасибо за откровенность, Юрий Николаевич, деньги в бюджет - это, конечно, нужно. Только во сколько миллионов вы оцените испорченные нервы людей, каждый день читающих вывеску про гробы, венки и похороны? Чтобы повесить рекламный щит, нужно пройти кучу согласователей. ГАИ требует, чтобы реклама не мешала движению пешеходов, не отвлекала внимание водителей. Технические службы следят, чтобы щит не был установлен на водо-, тепло-, газопроводах и не мешал работе механизмов. О механизмах, значит, позаботились, шоферском внимании - тоже, а на жителей дома наплевать?

Главный художник отдела экономического развития Николай Васильевич Ощепков, согласие которого тоже необходимо получить, прежде чем вывешивать рекламу, сообщил, что его в основном волнует грамотность надписей и четкость шрифтов, а содержание менять он не вправе.

Возмущенные жильцы дома N 165 ходят по квартирам - собирают подписи под требованием о снятии вывески. Окончательное решение в вопросах наружной рекламы принимает заместитель главы города по экономическим вопросам Альберт Хусаинович Еналеев. К нему, граждане, и обращайтесь.

У мудрых жителей Рима в моде была поговорка "Memento mori" - "Помни о смерти". Но ведь никто же не додумался вешать это, тоже довольно невеселое, изречение на стены Капитолия. Беспокоились, выходят, древние за свои нервы. Никто не оспаривает необходимость работы похоронного бюро. Но, может, не стоит подобным образом рекламировать ритуальные услуги?

Роман ГРИБАНОВ.