21-02-01


Как вы относитесь к династиям?

Ровно 388 лет назад, 21 февраля 1613 года, Земский собор провозгласил русским царем Михаила Романова, и род Романовых правил до 1917 года. Каково ваше отношение к династиям - политическим, творческим, предпринимательским? Этот вопрос информационное агентство "ИМА-пресс" задало нескольким известным в России людям.

Сергей МАЗАЕВ, лидер группы "Моральный кодекс":

- Династии в любом деле хороши тем, что люди понимают, что такое профессиональная честь и честь фамилии. Но все зависит от моральных устоев общества. Самодержавная российская власть должна была быть объективно правильной и крепкой, тогда бы она не рухнула в 1917 году. Если абстрагироваться от архаичных жалостей вокруг расстрела царской семьи, то это был единственный выход для большевиков, которые не хотели возврата и должны были обрубить все концы. Что касается музыкальных династий, то они не так опасны для государства. В жизни есть много примеров, когда в семье музыкантов рождается ребенок и он становится музыкантом, потому что так сформирован его культурный фундамент.

Владимир ЛЫСЕНКО, зампред Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике:

- Династия династии рознь. Как историк я знаю, что есть действительно много талантливых династий, которые продвинулись в области науки, культуры, в каких-то ремеслах. Такие семьи становятся гордостью своих стран. Что же касается руководителей государства, с моей точки зрения, Романовы не дали личностей, адекватных России и ее задачам. Исключение составляют лишь Петр I, Екатерина II, Александры I и II. Но только когда не мешает решению важнейших проблем. Ведь то, что Путин в течение года сохранил в неприкосновенности ельцинскую команду, и есть такого рода преемственность, династия, хотя и не по кровно-родственному признаку. Есть у нас и партия семейного типа - ЛДПР. Жириновский с сыном составляют еще и думскую династию. Но тут ясно видно, что единственная яркая личность - сам Владимир Вольфович.

Марат ГЕЛЬМАН, галерейщик:

- Я отношусь к ним, как к уходящему феномену. В современном мире династии уже не имеют такого значения, как раньше, не могут так же выживать. Если взять сто самых богатых людей, то один действительно будет являться наследником фактическим, а остальные 99 - сами заработавшие деньги.

Мурат НАСЫРОВ, певец:

- У меня в семье пока нет династии, и я не хотел бы, чтобы моя дочка стала певицей. Хотя мой папа - музыкант, достаточно талантливый, но не профессионал, для него это просто увлечение. Генетика в любом случае играет роль, потому что мы всегда находим некую связь между отцами, детьми и внуками. У какой-то генетической линии получается, династия в принципе оправдана. Но все равно, способен ли человек кем-то быть, решают люди. Достойна ли, например, Кристина Орбакайте после Аллы Борисовны быть певицей или просто подстроилась? Или она больше актриса?

Максим СОКОЛОВ, обозреватель газеты "Известия":

- Положительно. Хотя на детях гениальных людей природа часто отдыхает, и проблема такого наследования бывает очень серьезной. Но в случае, когда речь идет о династиях в бизнесе, есть важный фактор: всякий родитель стремится передать детям свое дело во всяком случае в том же состоянии, в каком оно было до него. Здесь не действует девиз "После нас хоть потоп". n