21-02-03


На ее уроках профессор ни разу не закрыл глаза

И в 90 лет Людмила Михайловна Бубнова занимается репетиторством

Марк Рискин,Озерск

Пятилетняя Люда Потапова надевала мамины туфли на высоком каблуке, шляпу, галстук, брала в руки указку и учила считать и писать своих кукол. Детская игра стала для нее делом всей жизни: Замечательному кыштымскому педагогу Людмиле Михайловне Бубновой исполнилось 90 лет. Но и сейчас она занимается репетиторством, помогая школьникам лучше постичь знания по химии. Если для кого-то столь почтенный возраст кажется недосягаемым, то сама юбилярша так не считает. "Просто очередной день рождения. Сколько их судьбой отмерено - не загадываю. Пока живу, детей учу".

В институт - по путевке

Для поступления в институт мало было одного желания и знаний. Требовалась рекомендация директора педагогического техникума, где училась Людмила. По существующей тогда разнарядке, только пять процентов выпускников могли рассчитывать на продолжение обучения в вузе. На педсовете среди тех, кому были даны направления, фамилию Потаповой назвали первой.

С энергичной студенткой директор познакомился, когда ей было поручено оформлять фойе техникума к предстоящему празднованию Октябрьской революции. Она вместе с друзьями привезла из леса разлапистые ветки ели и пихты, у завхоза выпросила шторы и скатерти на тумбочки.

- Наш завхоз прижимистый мужик был, - вспоминает Людмила Михайловна. - Только за деньги согласился выдать со склада занавески. Пришлось отдать последние три рубля. А когда потребовались еще и статуэтки, то я пошла к директору, чтобы он нашел управу на рвача. Решили вопрос, но, видимо, после этого я ему и запомнилась. Предлагая меня командировать в институт, он сказал: "Я ее знаю, она девушка напористая, наше доверие оправдает".

В Тюменском пединституте на химико-физическом отделении судьба свела Людмилу Потапову с будущим супругом. С Иваном Ильичом они поженились на третьем курсе. На обязательную пятилетнюю отработку после окончания института вместе поехали в Магнитогорск. Но мужа вскоре призвали в армию. Демобилизовавшись, он попросил в областном отделе образования перераспределение: "Нам надо туда, где есть озера, лес, птицы, грибы и ягоды". Перед ним развернули карту Челябинской области и с ходу предложили Кыштым.

"Маленькая лошадка, но крепко везет"

В годы войны в уральский городок было эвакуировано два ленинградских института. Профессор одного из них, Вадим Верховский, автор учебников и методических руководств по химии, действительный член Академии педагогических наук, был поселен вместе с супругой в одном из кыштымских домов. И однажды Вадим Никандрович появился на пороге неполной средней школы N 2 (так она тогда называлась):

- Я к вам на экзамен. Ребята, не волнуйтесь, если будете неправильно писать формулы, то я закрою глаза.

Школьники и не волновались. За них переживали учителя, завучи, директор. Не каждый день на экзамены приходят профессора, авторы учебников, по которым преподаются азы науки. Как выяснилось, волнения были напрасны - профессор ни на минуту не закрыл глаза.

- Химию сдали хорошо, - заявил Вадим Никандрович. - Я даже не ожидал, что в провинции могут так глубоко знать предмет. Пяти ученикам я поставил вузовские "пятерки". Уверен, что вы легко поступите в наш институт. Вот только пусть кончится война, и будете учиться в Ленинграде.

На следующий день школьники принесли для профессора тыквы, кабачки, брюкву, картошку. Набрался холщовый мешок овощей, который ребята доставили до дома ученого. Тот долго отказывался, но решающее слово сказала его супруга, которая была несказанно рада продуктам.

До возвращения в Ленинград профессор еще не раз бывал в школе, помогал проводить вечера по химии. Уже перед отъездом он поделился с директором школы своим восхищением молодой учительницей Людмилой Михайловной Бубновой: "Маленькая лошадка, но крепко везет. Такие учителя - большая редкость даже в столице".

Химия: строгого режима

В Кыштыме ей довелось работать в нескольких школах. Начинала в неполной средней N 2, потом была завучем в школе N 1, учителем химии в школе рабочей молодежи, и даже пришлось решать валентные уравнения с заключенными колонии строгого режима. С последними приходилось держать ухо востро. Пока ученики в серых робах сидели за партами, в коридорах с автоматами наперевес дежурили охранники.

Людмиле Михайловне строго-настрого было запрещено доверять зекам самостоятельно проводить опыты с химпрепаратами. Реактивы всегда стояли у нее на столе. Но однажды, отвернувшись на какой-то миг от аудитории, чтобы написать на доске формулу, она обнаружила, что со стола пропала колбочка с натрием. Позже ее обнаружили в: столовой. "Шутники" подсыпали щелочь в тарелки с супом своим коллегам по нарам. Счастливая случайность уберегла их от лазарета, но с тех пор педагогу разрешили "химичить" только в теории.

Добавляли седины учителю и обычные школьники, которые так умудрялись провести опыт, что о его результатах было слышно всей школе. В кабинете химии и взрывы грохотали, и кислота проливалась на парту, а то и на брюки:

- В то время представления о технике безопасности на уроках химии были иные, - заметила Людмила Михайловна. - Точнее, их вообще не было. Учились на собственных ошибках. Хорошо хоть обходились без тяжелых последствий. Но приятного тоже было мало, когда взрывались пробирки у братьев Лупарей, а однажды, по-моему, Саше Мещерякову раствор даже попал в глаза. Промыли, спасли.

Сами ученики были в восторге от уроков химии. А когда учительница предложила организовать кружок по своему предмету, то в него записались практически все. Занимались после уроков. Порой приходилось долго стучать в запертую дверь, чтобы разбудить сторожа. Последний не особо утруждался охранной миссией, предпочитая службе крепкий сон в стенах своего дома. В один из вечеров им так никто и не открыл дверь школы.

- Делать было нечего, и я решила отменить занятия кружка, - вспоминает Людмила Михайловна. - Но ребята не захотели расходиться. Кто-то уже нашел приоткрытую форточку, забрался внутрь и открыл нам окно. Ключи от кабинета у меня были с собой. Уходили мы тоже через окно.

:Сейчас практически каждую ночь повторяется один и тот же сон: будто бы сдает она экзамен в Тюменский пединститут. А экзаменаторы требуют решения задач, написания формул. Иногда видит во сне уроки химии, себя у доски. Только не такой, какой она была в действительности. Она кричит на непутевых ребятишек, выгоняет их из класса, сердясь, что они так и не выполнили домашнее задание. Странными бывают сны. Такого-то она как раз никогда себе не позволяла.

"Я не уходила из школы. Школа ушла от меня"

Среди фотоальбомов и методической литературы по химии в семейном архиве хранятся грамоты, удостоверение "Отличника народного просвещения", юбилейные медали. Каждая грамота знаменует очередную десятилетнюю годовщину педагогической деятельности Л.М. Бубновой. Последняя была выдана в 1985 году областным отделом народного образования - тогда исполнилось полвека, как Людмила Михайловна пришла в школу. Этот год оказался и последним в ее учительском поприще.

- Я не уходила из школы, - признается она. - Школа ушла от меня. Ее просто закрыли. Руководство отдела образования предпочло прекратить занятия в школе рабочей молодежи, устав от многочисленных проблем, которые доставляли зачастую великовозрастные ученики. А этому обстоятельству обрадовались внуки и правнуки, которых я готовила по химии для поступления в институт. До сих пор ко мне продолжают ходить на занятия ребята, которые самостоятельно не могут освоить школьную программу. Я им помогаю в игровой форме запомнить периодическую таблицу Менделеева, разобраться в формулах, вместе решаем задачки.

Не переводя дыхания, Людмила Михайловна предложила и мне проверить былые знания по химии. Сгоряча я похвастался, что когда-то даже участвовал в школьных олимпиадах по химии. И мне тут же была предложена загадка: "Я везде, куда ни взглянешь. Нож и вилки из меня. Мною танк любой обтянешь, мною подкуешь коня". С этим заданием я справился, угадав, что речь идет о ферруме.

- Правильно - железо, - порадовалась моим успехам учительница. - А вот еще: "В пятой группе место он занял. Пятивалентный он кристалл. Называется он как - напишите его знак". Сдаетесь? Фосфор! Приходите на занятия. У меня много бестолковых ребятишек занимается. Не мытьем, так катаньем, но химию осваиваем.

Среди гостей в квартире Л.М. Бубновой бывают не только нынешние школьники. Нет-нет, да и заявят о себе ее бывшие ученики. Как-то раз на пороге появился высокий мужчина: "Людмила Михайловна, вы меня не помните? Я в школе рабочей молодежи учился! Спал на уроках, но вы меня жалели, не разрешали будить. Говорили, пусть отдохнет, а химия никуда от него не убежит!" Оказалось, что бывший ученик сейчас работает летчиком.

Профессия, которую избрала в свое время Людмила Михайловна и которой служит до сих пор, оказалась "заразной" для ее потомков: внучка Ольга окончила Московский институт тонкой химической технологии, а правнук, 15-летний Пашка, поступил в Обнинский химический колледж.