21-02-98
Два дня в Челябинском оперном театре ведет репетиции Екатерина Максимова. Известная всему миру балерина приехала сюда специально, чтобы подготовить солистку нашего балета Татьяну Предеину, которая в воскресенье дебютирует в спектакле "Анюта". Когда-то на сцене Большого Анюту танцевала сама Екатерина Сергеевна. Создал этот спектакль ее муж, прославленный танцовщик, а ныне директор и художественный руководитель ГАБТа Владимир Васильев. Десять лет назад в его постановке "Анюта" появилась и в Челябинске. Потом "ушла" со сцены. А год назад челябинцы восстановили ее.
Недавно Татьяна Предеина и молодой солист челябинского балета Андрей Субботин ездили на стажировку в Москву. Там с ними занималась Екатерина Максимова. Она давно знает Татьяну. Молодая актриса когда-то работала в Кремлевском театре балета, созданном при участии Максимовой.
...Позавчера сразу из аэропорта ее привезли в театр. Ехать в загородную гостиницу она отказалась: "Хочу быть поближе к театру". Не отдохнув, не поев, поспешила в репетиционный класс. Здесь мы ее и застали. Хрупкая, она сначала кажется такой незаметной в большом, почти пустом зале! Кто-то из присутствующих говорит: "Посмотрите, она же словно неземная. А улыбается как - прямо солнышко..." Действительно, она притягивает взгляды. Звезда. Личность. Уверенный в себе человек. И уже нет ощущения, что она маленькая, когда начинается работа.
Улучив момент, я спросила ее: "Вы так спокойно, деликатно ведете репетицию. Никогда не повышаете голоса, не срываетесь?" "Всякое бывает, - улыбнулась она. - Могу и покричать, если доведут". "С кем труднее - с мальчиками или девочками?" - продолжаю я". А кого из детей труднее воспитывать? - отвечает она вопросом на вопрос. - Одинаково трудно".
Заметно, что к Татьяне Предеиной она относится тепло, уважительно.
- А иначе бы я не приехала, - сказала она, когда после репетиции согласилась дать интервью.
- Таня очень талантлива, - продолжила Екатерина Сергеевна. - Нынешнее поколение балерин вообще технически более сильное. Очень крепко танцуют. Но, к сожалению, артистизм при этом, наоборот, утрачивается. Предеина же обладает всеми этими качествами. К тому же у нее очень хорошие физические данные - красивые ноги, руки, все линии тела, очень хорошая ступня. Она - индивидуальность, и потому мне интересно работать. Я рада, что у нее удачно складывается карьера в этом театре. Уверена, что она хорошо станцует и Анюту.
Балет имеет право на жизнь, раз он по-прежнему вызывает чувство сопереживания. В "Анюте" прекрасна музыка Гаврилина. Она хорошо легла на стилистику Чехова, по мотивам рассказа которого создан балет. И вообще все, как мне кажется, довольно гармонично: хореография, оформление, работа артистов. Спектакль, в котором танцевала я, мне очень дорог. Он создавался трудно. И вообще имел необычную судьбу. Обычно киноверсии появляются после театрального воплощения, а в случае с "Анютой" Васильев вначале поставил фильм, который уже потом, естественно, в видоизмененом виде, перекочевал на сцену. Премьера состоялась не в России - в Неаполе. Именно итальянцы, увидев фильм, проявили заинтересованность в сценическом варианте. А уж потом спектакль был поставлен в Большом театре, где идет и до сих пор.
- Скажите, был ли болезненным ваш переход от артистической к педагогической карьере?
- Я была на сцене, теперь - в репетиционном зале. Естественное продолжение творческой жизни. Нисколько не переживаю, что покинула сцену. Это правда. Я нашла себя в другой профессии. Она очень трудная. На сцене я отвечала только за себя. А теперь - за всех своих учеников. У каждого - особый характер, каждого надо довести до роли, до спектакля. Я действительно вкладываю в них душу. Думала: вот закончу танцевать - появится свободное время, займусь чем-то для себя. Не тут-то было. Оказывается, как раз прежде у меня было больше времени на личные дела. Физических сил, конечно, трачу меньше, зато эмоциональная, нервная нагрузка увеличилась.
- Ваш муж Владимир Васильев, как всегда, рядом?
- Раньше все удивлялись: "Как это вы выдерживаете 48 часов в сутки вместе?" А вот в последнее время работаем в разных местах. Бывает, он приходит, а я ухожу. Иногда встречаемся... на лестнице.
В нашем союзе нас всегда спасало то, что мы болели друг за друга. Никто не думал: " Я выше, талантливее!" Всякое бывало. Что-то у него лучше получалось, что-то - у меня. Иногда работали вместе, иногда по отдельности. Но всегда сопереживали. Радовались и грустили одинаково. Причем за другого больше, чем за себя. Никакой борьбы авторитетов, личностей! Я всегда чувствовала поддержку Владимира Викторовича. И сейчас знаю: он поможет, независимо ни от чего. У меня есть опора.
- А вы своих учеников опекаете или ограничиваетесь общением в балетном классе?
- Не могу сказать, что они постоянно сидят у меня дома и гоняют чаи. Однако меня интересует не только то, что они делают на репетициях. Я в курсе их жизненных проблем, перлпетий. Мне их человеческие качества небезынтересны. Все это тоже отражается на творчестве. Они мне доверяют свои душевные переживания. Приходят поделиться в трудную минуту.
- Это лестно - получить поддержку звезды, народной артистки СССР, лауреата всяческих премий, обладательницы медалей, наград...
- Знаете, звания, награды - это, конечно же, приятно. Но не это цель моей жизни. Она измеряется ролями, спектаклями, теперь еще и удачами моих учеников. Вся моя жизнь соткана из поисков. Даже если что-то не получалось, это становилось частью моей судьбы. Люблю все свои спектакли, роли.
- Вы, наверное, всегда думаете только о балете?
-Иногда отключаюсь. Когда грибы собираю. Обожаю это занятие. У нас под Костромой есть изба. Мы там уединяемся. Иногда берем с собой близких друзей.
- Как относитесь к провинции?
- Очень люблю Россию! Впрочем, как и весь бывший СССР. Когда танцевала, я много ездила по стране. Такие были приятные встречи, знакомства.
- Я удивилась, узнав, что в Челябинск вы прилетели абсолютно одна, без сопровождения.
- А вы думали, я езжу с телохранителями? Нет. Я сама вожу машину. Сама хожу в магазин, на рынок. И вообще все делаю сама.
- И с удовольствием?
- Не могу сказать, что всегда с удовольствием подметаю пол, стираю белье или глажу. Особенно, если устала на работе. Не всегда же делаешь только то, что хочется. Но и в грязи жить не хочется. И голодным ходить неохота. Предпочитаю вести хозяйство сама, нежели этим в моем доме будут заниматься посторонние люди...
"Кстати, Екатерина Сергеевна уже 18 часов ничего не ела, - вмешался в интервью директор театра оперы и балета Николай Кублицкий. - Отпустите ее, пожалуйста!"
"Разве у вас нет диеты?" - поспешила я задать еще один вопрос. "Какая диета! Я же не танцую. Да и не было у меня никаких диет", - ответила хрупкая звездная женщина.
Сегодня в наш город прилетают ее муж Владимир Васильев и ведущий солист Большого театра Александр Петухов. Оба они выйдут завтра на сцену в спектакле "Анюта". Большой подарок для челябинской публики!
Лидия САДЧИКОВА.
На снимке: момент репетиции.
Фото Бориса КАУЛИНА.