21-04-01


Война монополий

Энергетики отключают киловатты, железнодорожники - километры

Производственные отношения АО "Челябэнерго" и Южно-Уральской железной дороги и раньше не были безоблачными. Из-за финансовых проблем в последнее время они балансировали на грани срыва. Иногда этот скрытый конфликт прорывался наружу. Так было летом и осенью прошлого года, когда энергетики за долги ограничивали подачу энергии предприятиям ЮУЖД, а железнодорожники упрекали своих партнеров в нецивилизованном подходе (в развитом мире не прибегают к подобным крайним методам, а обращаются в суд).

На какое-то время страсти улеглись, но ненадолго. 17 и 18 апреля терпение энергетиков лопнуло. "Из-за неурегулированности вопроса со стороны ЮУЖД по полному погашению задолженности" Челябэнерго отключило девять тяговых подстанций на трех направлениях движения - троицком, златоустовском и кунашакском. 19 апреля были отключены локомотивное и вагонное депо Карталинского отделения дороги. По словам руководства компании, они сознательно применили мягкие меры, не остановив транспортное сообщение. Однако в ответ на эту "любезность" ЮУЖД отключило контактную сеть подъездных путей ТЭЦ-2 и Южно-Уральской ГРЭС, прекратило поставку вагонов для "Челябинскугля", снабжающего энергетические мощности топливом. Челябэнерго моментально отреагировало, пообещав "в случае продолжения бесправных действий руководства ЮУЖД, срывающего энергоснабжение области, непринятия мер по погашению задолженности" 20 апреля дополнительно отключить еще три тяговые подстанции дороги, а также электроустановки Челябинского узла ЮУЖД. Впоследствии, правда, эта "непопулярная мера" была перенесена на 26 апреля. Но зато, если не решится положительно вопрос с оплатой, шаги обещаются очень жесткие - остановка всего железнодорожного узла Челябинска и ряда тяговых подстанций на московском направлении. Тогда не будут ходить электрички, пассажирские и грузовые поезда.

Пока согласия в товарищах нет, хотя переговоры ведутся на столичном уровне. Центр по связям с общественностью ЮУЖД доводит до сведения точку зрения своего начальства. Сегодня долг энергетикам составляет 129 миллионов рублей, и до конца апреля дорога планирует перечислить 23 миллиона. Отработаны графики дальнейшего погашения долгов. Наверное, это "мерси" означает, что компромисс возможен и причин для силовых действий нет.

Энергетики же не торопятся верить на слово, графики расчетов их не устраивают. В начале года долги дороги были сравнительно невелики, но из месяца в месяц они росли и сейчас, по расчетам Челябэнерго, составляют 153 миллиона рублей. При этом ЮУЖД ходила в лучших в своем министерстве, брала первые места за хорошие показатели.

Нынешний разлад вызывает тревогу и потому, что у монополий есть рычаги воздействия друг на друга. И если эскалация финансового конфликта будет продолжена, пострадают не только ведомства. Один из руководителей дороги отметил в телефонном разговоре с корреспондентом "Челябинского рабочего": сейчас пассажирские поезда ходят по расписанию, тормозились грузовые перевозки, но их удалось ввести в график. Пресс-релиз центра общественных связей ЮУЖД выдержан в более мрачных тонах: дорога выполняет правительственные задания по доставке грузов из европейской части страны в Приморский край и рудно-металлургической продукции в центральные районы России. Поэтому любое ограничение в энергопотреблении наносит ощутимые удары не только по финансовому здоровью самой дороги, но и области, тормозит экономический рост соседних регионов. О каких же последствиях тогда говорить, если энергосистема "пойдет на крайние меры"?

Энергетики, в свою очередь, информируют: газовики ограничивают поставку газа, запасы угля иссякают. Поэтому перебои с его доставкой на электростанции, "организованные" ЮУЖД, грозят приостановить выработку тепловой и электрической энергии в области, и тогда, быть может, в квартирах даже горячая вода исчезнет.

Евгений КИТАЕВ