21-04-04


Страсти вокруг "ревунов"

Областная ГИБДД продолжает бороться с прямоточными глушителями

Анастасия БЕРСЕНЕВА

Челябинск

Считается, что прямоточный глушитель - это атрибут серьезно заряженного автомобиля. Проехаться с ревом по дорогам города - высшее наслаждение для водителя. Только это не нравится горожанам и сотрудникам ГИБДД. В силах ли стражи порядка победить дорожных ревунов? Корреспондент "Челябинского рабочего" рассмотрел ситуацию вокруг глушителей.

"Нет" глушителям!

Горожане, услышав рев проносящихся мимо их окон автомобилей, ворчат: поснимали глушители, людям спать по ночам не дают! И пишут жалобы в ГИБДД. Инспектора ДПС штрафуют автовладельцев за то, что на машинах стоят прямоточные глушители. А владельцы доказывают, что у них не прямоток, и не соглашаются платить штрафы. И, в свою очередь, жалуются на гаишников. Получается замкнутый круг.

- Мы боремся и будем бороться с прямоточными глушителями, - сообщил начальник ГИБДД Челябинска Александр Андреев. - От них шуму много. Жильцы постоянно пишут жалобы и к нам, и в УВД, и в администрацию города. Поэтому еще раз повторю: ставить прямоточные глушители запрещено. Любой инспектор ДПС может остановить такой автомобиль и наложить на водителя штраф.

Вроде бы все просто. Запрет на прямотоки объясняется в приложениях к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Конкретно - в пункте 7.18 приложения "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается управление транспортным средством". Он звучит так: "В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации". А в инспекции утверждают, что разрешения на прямоточные глушители они не дадут. Замена равноценных узлов возможна, а вот самовольное внесение изменений запрещено.

- На практике это означает, что нельзя ставить глушители, на которые нет сертификатов соответствия завода-изготовителя, - объясняет сотрудник отдела пропаганды главного управления ГИБДД области Сергей Ефанов. - Это даже опасно. Покупают непонятно кем изготовленный агрегат, а он может быть неисправен. Поэтому при покупке глушителя надо спрашивать сертификат соответствия.

С "толстыми" глушителями стражи дорожной безопасности борются всеми силами. Автомобили, на которых стоят несертифицированные прямоточные системы выхлопа, обречены при прохождении очередного техосмотра. А на дорогах инспектора ДПС выписывают штрафы за "управление транспортным средством при наличии неисправностей" - статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф - 50 рублей.

Разрешить невозможно запретить

Как ни странно это звучит, но инспектора ДПС не могут штрафовать только за наличие прямоточного глушителя. Во-первых, он может быть сертифицирован - водитель не обязан возить с собой сертификат. Во-вторых, может быть "родным" на автомобиле. Например, BMW 325-й и 340-й серии, "Опель Омега" и некоторые другие модели машин выпускаются заводом-изготовителем с прямоточными системами выхлопа. В-третьих, его может вообще не быть.

- Меня остановили инспектора, - рассказывает владелец "Хонды Интегра", - и начали убеждать, что на машине стоит прямоточный глушитель. "Почему вы так решили?" - спрашиваю их. Потому что шумит сильно! И штраф выписывают. А у меня сроду прямотока не было, это двигатель "Хонды" такой громкий! Отстали, только когда продемонстрировал звук на 6000 оборотах.

Другая история. Остановили ВАЗ-2112. "Нарушение" налицо: большая труба из-под бампера торчит. Однако главная улика была откручена за пару минут. Это оказалась насадка на штатный глушитель, которая абсолютно не влияет на звук, а только придает эстетичный вид задней части машины.

Вот поэтому инспекторам ДПС придется сначала доказать, что на машине - прямоток. Впрочем, специалисты по тюнингу утверждают, что "на глазок" нельзя определить, какой стоит глушитель. Прямоточную систему можно так замаскировать, что она не станет рычать и визуально не будет отличаться от штатных. А проверить на дороге уровень шума или дымность выхлопных газов невозможно из-за отсутствия необходимых приборов. И отправлять машину на внеочередной осмотр нельзя. Согласно статье 13.9 приказа 297 МВД РФ от 20 апреля 1999 года не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.

А в приложении к статье 12.1 КоАП есть такая фраза: запрещается повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке.

Как видно, штрафы на дорогах - это неэффективный метод борьбы с рычащими глушителями. Остается надежда, что прямотоки не пропустит техосмотр. Но и это не факт. Качественные прямоточные глушители соответствуют евростандартам и не покажут превышения по содержанию окиси углерода. А пресловутые децибелы при техосмотре никто не измеряет. Впрочем, это тоже не стало бы панацеей от прямотоков. В спортивных глушителях "Проспорт" и "Ультр" есть заглушка. Выезжая за город, ее можно снять и проехаться с диким ревом, а при езде по городу она ставится обратно. Крепится заглушка на один болтик. И никто не запретит ее установить на время прохождения ТО.

Последняя возможность найти управу на "ревунов" - сертификаты соответствия. Вот их наличием на ТО поинтересуются очень активно. И при отсутствии документа будут принимать карательные меры. Вплоть до снятия номеров. Но и здесь есть своеобразная лазейка. На снятые с производства машины можно ставить любые запчасти. Без сертификатов.

Все вышеперечисленные доводы прекрасно понимают в ГИБДД. Но отступать от борьбы против рычащих глушителей не собираются. В крайнем случае, есть еще один способ - препятствовать распространению этих глушителей продавцами.

Предложение

Получается, что горожане будут продолжать просыпаться по ночам и слушать рев моторов. Но одно дело - самодельные глушители, которые не только нарушают спокойствие, но и вредно влияют на работу двигателя. И совсем другое - глушители, соответствующие европейским стандартам по шуму и по содержанию окиси углерода в выхлопе. А, как известно, евростандарт гораздо жестче российского. Так почему бы не дать автолюбителям спокойно совершенствовать свой автомобиль, не требуя повторного сертифицирования глушителей с евростандартом?

Челябинские глушители

Чтобы найти прямоточный глушитель в Челябинске, не надо сильно напрягаться. Достаточно заглянуть в тюнинговые салоны. Или, если бюджет не позволяет, на автомобильные рынки. Корреспондент "Челябинского рабочего" начал со второго варианта. И посетил два самых крупных - рынок на АМЗ и "Искру". На последнем сотрудники городской ГИБДД и отдела по борьбе с нарушением на потребительском рынке УВД города несколько недель назад искали самодельные глушители. Не нашли. Но продавцы до сих пор вспоминают этот визит.

- Прямотоки же запрещены, - отозвался продавец на рынке АМЗ и тут же добавил: - но у нас их все-таки можно найти: Вам на какую машину надо?

У него были только глушители санкт-петербургской фирмы "Некс": выкрашенные в черный цвет, с невнятной этикеткой. Стоило это чудо 700 рублей. А через пару метров нам предложили тот же "Некс", но уже за 1200 рублей, а потом пообещали достать "Ультр" за пять тысяч и даже "Ремус" за 11 тысяч. Разумеется, никаких сертификатов к товару продавцы не предлагали. На рынке "Искра" выбор прямотоков был больше по количеству и по ассортименту. "Некс" шел от 600 до 950 рублей. Дважды попались "Ультр" за четыре с половиной тысячи, "Паверфул" за четыре и "Проспорт" за три с половиной. Целыми рядами на прилавках лежали насадки на глушители - круглые и сплющенные, одинарные и двойные.

На подобных рынках можно найти самоделки. Делают такие агрегаты за "две секунды". Умельцы вставляют в штатный глушитель лом и по нему бьют кувалдой. Перемычки в глушителе перебиваются, и он начинает рычать. Подобного, очень низкого, качества питерские глушители "Некс". Производители этих запчастей берут штатный глушитель и начинают его переделывать, потом красят в другой цвет и продают под своей маркой. Использование таких запчастей только вредит работе двигателя и снижает его мощность.

- Сегодня в Челябинске практически нет хороших прямоточных глушителей, - говорит представитель команды автогонщиков GT-club, в прошлом официальный региональный дилер фирмы "Ремус" Риф Хурматуллин. - В основном рынок прямотоков представлен глушителями "Ультр" и "Простор". Они примерно одинакового качества: внешняя оболочка только напоминает хороший глушитель, а внутри они далеки от совершенства. От этого и появляется рычащий звук. Но цены на эти виды глушителей в два раза ниже, чем у "Ремуса". Если первый стоит от восьми тысяч рублей, то "Ультр" - три-четыре тысячи. Ездят в Челябинске машины с самодельными глушителями. Денег у человека нет на хороший тюнинг, вот и начинает самостоятельно ваять. Но что бы ни говорили, прямоточные глушители мощности не добавляют. И если машина ревет, это не значит, что она лучше едет. Глушитель тонкая вещь, он специально настраивается, как духовой инструмент. Такие - австрийские глушители "Ремус", "Себринг", итальянские "Паверфул". У "Ремуса" на низких оборотах звук "породистый". Частенько на улицах встречаются машины со свистками. Их вставляют в трубу глушителя, и при разгоне они начинают дико свистеть.

Конструкция

Упрощенно конструкция прямоточного выхлопа такова: "паук", пламегаситель или резонатор и спортивный глушитель. Катализатор из прямоточной системы исключен.

В прямоточном глушителе между корпусом и трубой с отверстиями проложен звукопоглощающий материал. Как правило, это базальтовая вата, состоящая из длинных минеральных волокон. Чтобы волокна не выдувались наружу, между трубой и ватой размещают заградительный барьер из очень мелкой сетки. Ресурс прямоточного глушителя определяется сроком удержания волокон, а затем глушитель начинает звенеть. Вата хорошо поглощает высокие частоты, а с низкими справляется плохо. Поэтому глушители начинают басовито реветь. Причем некоторые модели уже выпускаются с определенно настроенным звуком: городской или экстремальный.

Прямоточный глушитель оказывает наименьшее сопротивление выхлопным газам. На машинах с простыми атмосферными моторами прямоток частенько оказывается бесполезным. Другое дело - хорошо заряженные машины. Если двигатель имеет увеличенный рабочий объем или турбо наддув, то штатная система выхлопа может не справляться и "душить" мотор и прямотоки будут положительно повлиять на скорость и мощность автомобиля. Но один спортивный глушитель здесь не поможет. Необходима замена всей системы выпуска.