21-07-99


Уха с радионуклидами

В детские сады и больницы Каслей поставлялась отравленная рыба

27 октября прошлого года в "Челябинском рабочем" был опубликован материал "Куда уплыл "звенящий" лещ?". В нем говорилось о том, что озеро Алабуга в Каслин-ском районе получило статус маточного. В водоеме предполагалось разводить мальков пеляди. Но прежде следовало выловить "аборигенов" - рыбу с радиоактивным фоном. Вскоре арендатор Алабуги частный предприниматель В. Мочалин доложил: "Звенящая" живность выловлена и отправлена на свинофермы, а в озеро запущены сеголетки пеляди". Рейдовая бригада рыбинспекторов, в работе которой участвовал и корреспондент "Челябинского рабочего", сделала другой вывод: рыба на фермы не поступала, сиговая молодь в озере "не ночевала". Сегодня мы вынуждены вернуться к теме.

В редакцию пришло письмо от руководителя Челябинского областного общественного фонда "Экология" Н. Щура. "Кажется, у нас есть ответ на вопрос, куда уплыл "звенящий" лещ, - пишет он. - Но сначала напомним историю проблемы. В 1957 году на химкомбинате "Маяк" произошла авария. Радиоактивные вещества были разнесены на сотни километров вокруг. В зону загрязнения попало и озеро Алабуга. Рыбу было запрещено употреблять в пищу населению - только на корм скоту. Каслинский рыбзавод так и поступал: отправлял рыбу на свинофермы. Затем озеро передали Аракульскому рыбзаводу, который в свою очередь сдал его в аренду директору и владельцу ИЧП "Автомобилист" В. Мочалину. В озеро, по документам, запустили сеголеток, но рыба почему-то упорно не вырастала. Между тем Каслинская администрация стабильно выделяла В. Мочалину деньги как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Напомню, что рыба в Алабуге чрезвычайно радиоактивная, "звенящая", ловить ее можно только на корм скоту. А она идет в... больницы, детдом, детсады и на рынки города".

В этом месте я прервал чтение письма: слишком уж невероятными казались факты! Поехал в Касли.

Как сообщил директор Каслин-ской межрайонной ветеринарно-радиологической лаборатории Н. Тарасов, на рынки города стала поступать рыба с повышенным содержанием радионуклидов. А Н. Щур рассказал о "грязной" рыбе на столах пациентов больницы, воспитанников детсадов и детдомов, посетителей центра социальной помощи населению и т.д.

Н. Тарасов направил главе Каслей Н. Гвоздеву письмо, в котором перечислил фамилии людей, купивших рыбу на рынке. Они принесли покупку в радиологическую лабораторию и там установили повышенное содержание радионуклидов. Но в графе "озеро" стоит весьма туманный адрес - "неизвестно". Зато в протоколе радиологического исследования проб продовольственного сырья и пищевых продуктов от 11 июня этого года адрес однозначен - Алабуга. Рыбу проверяли на наличие цезия-137 и стронция-90. По цезию, который обитает в мышцах, все нормально - превышения нормы нет. Со стронцием сложнее. Он находит приют в рыбьих костях. Так, в окуне превышение по стронцию в 15 раз, в чебаке - в 17, щуке - в 12, в лине - в 22 и, наконец, в "оклеветанном" мной леще - в 29 раз!

Заключение к протоколу выдала заместитель главного санитарного врача области Э. Кравцова: "Продукция (все виды рыб, за исключением окуня) может быть реализована населению, предпочтительно реализацию проводить в организованных коллективах: столовых (заводских и общественных), больницах, школах и т.п. Продукция (окунь) должна быть строго реализована на корм скоту. Реализация окуня населению строго запрещается. Продукцию (все виды рыб и характер их реализации) необходимо исследовать ежеквартально. Срок действия заключения до 11 июня 2000 года". Немного обидно за "дискриминированного" окуня: почему его нельзя допускать до населения, а чебака, линя, леща можно? А ведь их стронциевый "рейтинг" гораздо выше. Но это "мелочь". Куда большее недоумение вызывает другой документ, выпущенный раньше, 18 марта 1998 года. Подписан он главным государственным ветеринарным инспектором области А. Ястребовым и адресован ответственным лицам Каслинского района - главе Н. Гвоздеву, директору ИЧП В. Мочалину, радиологу Н. Тарасову, главному ветврачу В. Нехорошкову. В письме говорится: "Использование отловленной рыбы в пищу людям категорически запрещается. Вся отловленная рыба может скармливаться свиньям и птице на специализированных фермах".

Между двумя документами разница в год и три месяца. Вполне вероятно, что запретительная бумага А. Ястребова утратила свою актуальность. И то, что раньше можно было есть только свиньям, сегодня не возбраняется людям. Выходит, озеро и в самом деле очистилось от радионуклидной рыбешки!? Если бы так...

На днях у заместителя губернатора Г. Подтесова состоялось совещание, на котором обсуждалась проблема озера Алабуга. Главный санитарный врач области А. Гаврилов высказался на нем за дополнительное радиологическое исследование рыбы с привлечением независимых экспертов. Необходимо, сказал он, восстановить охрану озера. Глава Каслей Н. Гвоздев предложил не ограничиваться одной Алабугой. Аналогичные ограничения следует наложить на целую группу водоемов, где отдельные пробы рыбы имеют повышенное содержание радионуклидов. В то же время он считает, что вокруг Алабуги определенной группой лиц поднята небывалая шумиха. Абсолютное большинство участников совещания приняло решение: до получения результатов исследования и их обсуждения производственную деятельность на озере Алабуга прекратить.

Виктор РИСКИН.