21-08-01


Жизнь или банкротство

(Окончание. Начало на 1-й стр.)

Лучше поздно, чем никогда

- Наша беда в том, что мы не хотим понимать: сельское хозяйство - это бизнес, - говорит бывший директор, ныне юрист Михаил Чухарев. - Только за прошлый год можно было спокойно сэкономить до десяти миллионов рублей и рассчитаться с теми же газовиками.

Но не только безграмотное и наплевательское отношение к экономике выбило предприятие из колеи. Дело в том, что, как и многие другие хозяйства, "Боровое" содержит на своем балансе социальную сферу - школу, больницу, детский сад. А это немалые расходы. Между тем еще в 1995 году правительство РФ приняло постановление о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность. К тому же в довесок к социалке хозяйство содержит газопровод и газовую котельную, которые вообще-то принадлежат "Карталымежрайгазу". Федор Шайкин неоднократно обращался к руководству области с просьбой произвести расчет с газовиками данной недвижимостью, но ему напомнили, что решать эту проблему нужно было в период приватизации жилого фонда, теперь, мол, расхлебывайте сами. С соцсферой тоже опоздали: хозяйство в стадии банкротства не имеет права передавать ее в ведение муниципалитета.

Однако в этом году позиция администрации области резко изменилась: хозяйству обещана материальная, моральная и правовая поддержка. Начальник главного управления сельского хозяйства и продовольствия области Александр Завалищин заверяет, что все будет в порядке: администрация настоит на введении внешнего управления сроком до десяти лет.

Комментарий "Челябинского рабочего"

При переходе к рыночной экономике многие сель-скохозяйственные предприятия оказались в тяжелом финансовом положении. По закону процедура банкротства вводится для финансового оздоровления, на деле, как правило, получается наоборот. У нас же банкротство - один из способов "прибрать к рукам" собственность. Это может привести к разрушению созданной ранее производственной базы, к массовой сельской безработице и социальным взрывам.

ЗАО "Боровое" является своеобразным "градообразующим" предприятием, поэтому здесь можно ввести внешнее управление сроком до десяти лет. Это единственный козырь областной администрации, которая обещает правовую поддержку хозяйству. Но гарантий, что правовая поддержка окажется эффективной, нет. Любое решение арбитражного суда заинтересованный кредитор может оспорить или отложить.

С другой стороны, невелики шансы на победу и у руководителей ОАО "Карталымежрайгаз". Задолженность газовикам составляет 8 миллионов рублей, тогда как, например, Пенсионному фонду - 36 миллионов рублей. Если учесть, что при ликвидации хозяйства первоочередное право приобретения имущества принадлежит самым "могущественным" кредиторам (в том числе и бывшим членам хозяйства - в счет задолженности по зарплате), то газовикам практически ничего не достанется.

Впрочем, наши законы несовершенны, а значит, есть и другие пути осуществления задуманного. Списки желающих всеми правдами и неправдами завладеть престижными сельхозугодьями с каждым годом пополняются. "Боровое" - первая "ласточка".

К сожалению, в этих списках нет крестьян. С 1992 года, когда членам колхозов и совхозов были розданы земельные и имущественные паи, лишь 30-40 процентов пайщиков живут и работают в родных пенатах. Хозяином современного крестьянина назвать трудно, скорее всего, это наемный работник, который за свои пай не всегда получает даже тонны зерноотходов. Но акционеры потеряют и это, если предприятие признают банкротом и все ликвидные активы распродадут по бросовым ценам.