21-08-98


На работу - за кордон

Почему "УралАЗ" занялся экспортом рабочих

В последнее время самым притягательным местом стал для автозаводцев офис фирмы "Интерсвязь", занимающий небольшую комнату в пристрое к жилому дому. В рабочий день сюда не пробиться: к беседующему с посетителями сотруднику выстраивается длинная очередь из автомобилестроителей, желающих трудоустроиться за рубежом.

- Куда собрались? - спрашиваю у мужчины средних лет, протиснувшегося через толпу у входа с анкетой в руках.

- В Финляндию набирают.

- И какие специалисты там нужны?

- Я на любой труд согласен - у меня целый "букет" рабочих профессий. Лишь бы платили...

- Не боитесь, что это какая-то афера?

- Да нам терять нечего, - отвечают хором окружившие моего собеседника товарищи. Как выяснилось, из термического цеха сюда пришло сразу несколько человек. - Хуже, чем здесь, вряд ли будет: за семь с половиной месяцев мы только один раз видели наличные деньги - перед 8 Марта выдали всем по 100 рублей. Можно ли таким образом содержать семью? Вот и решили попытать счастья, когда прочитали объявление в газете и на листках, появившихся в цехе.

- Кстати, в объявлении говорится об оплате услуг по терминалу. Что это за услуги и о какой сумме идет речь?

- Как мы поняли, за оформление загранпаспорта и открытие визы нам надо заплатить 650 деноминированных рублей. В следующий раз придем с заполненными анкетами, фотографиями и пластиковыми карточками, чтобы требуемые суммы сняли с наших расчетных счетов.

- И сколько ждать ответа?

- Сказали, что месяца три. Может, и больше, но все равно куда-нибудь трудоустроят.

После такого разговора подозрения относительно сомнительности мероприятия только усилились. Зачем загранице столько квалифицированных рабочих рук, тем более, что развитые страны обычно оберегают рынки труда от экспорта дешевой иностранной рабсилы? Почему набором занимается фирма, называющаяся неопределенно - Центр международных общений? Если расчет за услуги осуществляется по терминалу, значит, "УралАЗ" заключил договор с "Интерсвязью". Но зачем предприятию экспортировать рабочих высокой квалификации, чтобы затем тратить средства на подготовку новых? Или руководство "УралАЗа" считает банкротство неизбежным и таким образом заранее устраивает судьбы рядовых заводчан?

Не внесла ясности и беседа с советником гендиректора ОАО "УралАЗ" по экономике Н. Михайличенко. Мы встретились с ним после рабочего совещания. На нем шла речь о том, каким образом, мягко говоря, замаскировать долг по зарплате, превышающий 40 миллионов деноминированных рублей. Без его погашения, как известно, ОАО "УралАЗ" не вправе рассчитывать на заключение мирового соглашения во время назначенного на 14 сентября судьбоносного заседания арбитражного суда. В противном случае предприятие ожидает либо внешнее управление, либо конкурсное производство (продажа с молотка). О наборе автозаводцев для работы за рубежом Николай Ефимович узнал от меня и был категоричен: "Опять, наверное, какая-то афера!" Однако на самом деле все оказалось гораздо интереснее...

Руководству "Интерсвязи" скрывать нечего: Центр международных общений действует на законных основаниях. 28 января 1998 года миграционная служба при администрации Челябинской области выдала ему лицензию Б N 909661, разрешив тем самым до 2001 года трудоустраивать граждан за границей. Безусловный интерес представляет другой документ. Это договор # 841 от 22.07.98 г., заключенный руководителем "Интерсвязи" А. Кучиным со своим заказчиком - вице-президентом ОАО "УралАЗ" А. Гончаровым. Сим документом директор "УралАЗ-Персонала", по долгу службы призванный обеспечивать автозавод кадрами, санкционировал экспорт рабочих своего предприятия. Причем, само собой, самых квалифицированных и наиболее дисциплинированных - пьяницы, прогульщики и неумехи загранице не нужны.

Правда, полного обезлюдения вряд ли стоит ожидать. Формально те, кому посчастливится отправиться на несколько месяцев за кордон, останутся работниками ОАО "УралАЗ". К тому же фирму интересуют далеко не все автозаводцы - человек 200-300 наиболее дееспособного возраста, от 18 до 50 лет. Сведения о них внесут в создаваемую "Интерсвязью" базу данных и поместят в Интернет на специальный сайт, посвященный трудоустройству (за эту услугу, как оказалось, и взимаются 650 рублей). А там уж - как кому повезет! Если где-то понадобится имеющийся в базе данных специалист, фирма начнет оформление необходимых документов для отправки за рубеж. Естественно, уже за отдельную плату.

Конкретное количество граждан, трудоустроенных таким образом "Интерсвязью" за семь месяцев своей деятельности, руководитель Центра международных общений назвать не пожелал. Сказал только, что счет идет на десятки. Да, собственно, за конечный результат клиент спрашивать с фирмы не вправе. Она сдержала обещание - оповестила весь мир, опутанный глобальной информационной сетью Интернет, о вашем намерении продать заграничному работодателю свои знания и трудовые навыки. А коли на вас спроса нет? Так ведь на нет и суда нет...

Руководству же "УралАЗ-Персонала" во всей этой затее, похоже, важен другой результат: в погоне за эфемерной "птицей счастья завтрашнего дня" сотни автозаводцев снимут со своих счетов хотя бы часть депонированного заработка, сократив задолженность по зарплате.

Ольга АЙЗЕНБЕРГ.

(Наш корр.).

г. Миасс.