21-09-04


Пароль - "Беслан"

Корреспонденты "Челябинского рабочего" прошли дорогой гуманитарной помощи пострадавшему от теракта североосетинскому городу

Михаил ПИНКУС

Александр Кондратюк (фото)

Челябинск-Северная Осетия

Южноуральцы мгновенно откликнулись на боль Беслана. 10 сентября, ровно через неделю после трагического штурма бесланской школы и на следующее утро после антитеррористического митинга на площади Революции, первая фура с "гуманитаркой" от студентов юридического факультета ЮУрГУ стартовала из Челябинска. Доставить школьные парты, стулья и деньги, собранные студентами и преподавателями, через границы пяти республик и четырех областей согласились корреспонденты "Челябинского рабочего". Дорога туда и обратно заняла более шести суток.

Поехали!

Вместе с водителем Юрием Ильиным выбрасываем на обочину несколько мелких монет (что по обычаю гарантирует возвращение) и занимаем места в кабине КамАЗа, которая на неделю станет нашим домом. Погрузка у корпуса юрфака ЮУрГУ заняла гораздо больше времени, чем мы думали. До самых последних минут к нам подходили люди и ссыпали в конверт, адресованный семьям пострадавших в Беслане, деньги. Кто сколько мог - от нескольких сотенных и пятисотенных купюр до десятирублевых. Набралось чуть более 45 тысяч. Не десять миллионов, конечно, зато наличные, и передадим мы их "лично в руки". Посоветовавшись с инициативной группой студентов, решаем отдать деньги трем-четырем семьям взятых в заложники учителей.

На пути гуманитарной помощи мы оказываемся едва ли не первопроходцами. По дороге в Беслан нас нагоняет только колонна из Казани - три новенькие машины "скорой помощи", груженные медикаментами и подарками. По пути домой встречаемся с караваном из Екатеринбурга. Помощь Беслану идет на хорошей скорости под прикрытием милицейских машин с мигалками и сиренами. При переходе через границы им повсеместно обеспечивается "зеленый коридор". На трассе автомобили "расступаются" и прижимаются к обочинам. Вся Россия скорбит вместе с Осетией.

Путь в далекий северо-осетинский городок лежит через Башкирию, Татарстан, Оренбургскую, Самарскую, Саратовскую и Волгоградскую области, Калмыкию, Ставропольский край, Кабардино-Балкарию и Осетию. От Челябинска получается более двух с половиной тысяч километров. Первую половину пути проходим вместе с ОМОНом, отправившимся в Аргун с посылками для южноуральских милиционеров. Двое суток двигаемся в колонне вместе с милицейским супер-МАЗом и машиной сопровождения ГИБДД области. Гоним "по коридору" без передышки до самой Калмыкии. По словам заместителя командира областного ОМОНа, полковника Сергея Зайкова, спешка объясняется не только жестким графиком. Ребята в Аргуне ждут. Недавно боец, посылка которому не попала в партию вместе с остальными, от обиды чуть не заплакал. Здесь это кажется странным. А проведите с полгода в Чечне, где автомат и бронежилет не снимают даже в отхожем месте, где вся "культурная программа" ограничивается зачистками территорий, несением караула да тревожным сном в казарме, и все станет понятнее.

Война на Кавказе, несмотря на рапорты о ее официальном завершении, не закончилась. Боевые растяжки и мины пришлось заменить на сигнальные. Теперь население выгоняет на бывшие минные поля коров. Днем они оглашаются хлопками - буренки прокладывают по ним коридоры. А ночью по этим коридорам могут прийти боевики.

Набитый весточками из дома МАЗ в Чечне встретят. О его выходе из Челябинска знают и, вероятно, будут сопровождать от самой границы республики. Стоит ли заставлять ребят ждать?

Путь до Калмыкии проходим на одном дыхании. Частые остановки только в самом начале. Возле каждого города по трассе из Челябинска до Аши колонну "Аргун-Беслан" встречают местные начальники милиции. С пожеланиями удачного пути передают гостинцы для земляков.

(Окончание на 2-й стр.)