21-09-04


Угнать за шестьдесят секунд

Захватывающий сюжет известного американского блокбастера стал реальностью сегодняшней Магнитки

Гостей города металлургов, как правило, удивляет высокая концентрация на улицах дорогих иномарок. Но не все приезжают в Магнитку, чтобы просто констатировать факт материального благополучия определенной части горожан. Угоны престижных авто (нередко даже с применением насилия) стали настоящим бичом для магнитогорских поклонников джипов и лимузинов и головной болью для местных милиционеров.

Особенно участились случаи краж легковых машин минувшим летом. Сотрудник пресс-службы УВД Магнитогорска Григорий Сусарин привел такую статистику: если за первые полгода в сводках управления фигурировали 102 пропажи "стальных коней", то в июле-августе от местных автовладельцев поступило сразу 50 заявлений. Можно говорить о настоящем сезоне охоты за новыми и дорогими легковушками. Как правило, машины "уходят" у торговых центров, возле рынков и крупных магазинов - там, где технически вооруженный злоумышленник имеет все шансы остаться незамеченным. А инспектор по розыску Правобережного отдела ГИБДД Сергей Тришанков рассказал, что нередко соучастниками угонов являются работники мелких нелицензированных автомастерских. За то время, пока автомобиль находится в ремонте, они успевают сделать слепок ключей и расшифровать код сигнализации.

- Можно говорить о существовании в Магнитогорске организованных преступных групп, специализирующихся на угонах автотранспорта, - считает начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений уголовного розыска Дмитрий Третьяков. - Мы знаем о нескольких группировках, работающих в этом направлении. Часть из них - чисто этнические, грузинские и чечено-ингушские, работающие на заказ из-за границы. Они-то и представляют наибольшую опасность, потому что не брезгуют в своей деятельности даже силовыми методами. Последний пример - бандитский захват джипа "Лэнд-крузер". Его хозяйку, предпринимательницу, просто скрутили на стоянке и бросили на заднее сиденье. Не помогло даже то, что внедорожник был оснащен спутниковой сигнализацией. Да, сотрудники охранного агентства засекли тревожный сигнал, но на своей "шестерке" догнать джип не смогли. Правда, уже за городом бандитам не повезло, машина перевернулась, но угонщиков тут же подобрали две следовавшие рядом для подстраховки "десятки". В итоге джип разбит, его владелица - в больнице. По всем признакам работали "гастролеры" из Ингушетии, которые таким образом уже похищали машины в Тюмени, в Омске, в Уфе: Скорее всего, недавний нашумевший угон "БМВ"-семерки" у мэра Челябинска - тоже их рук дело.

Отделение, возглавляемое майором Третьяковым, каждый месяц возвращает законным владельцам по три-четыре машины. Задержана группа, на счету которой как минимум семь угонов. И показатель раскрываемости краж автомобилей в Магнитке намного выше среднеобластного. Сложнее обстоит с другим, также характерным для города автопреступлением - угоном с целью выкупа. Сыщикам известно о существовании в городе пяти таких группировок. Вот, казалось бы, поехать и взять их тепленькими:

- Не так все просто, - качает головой Третьяков. - Во-первых, почти все потерпевшие отказываются сотрудничать со следствием. Во-вторых, эти преступные группы очень хорошо организованы. В-третьих, и это самое главное, в юридическом плане мы беспомощны. Ну, возьмет милиция кого-то на возврате. А квалифицироваться это будет не иначе, как "законное вознаграждение за найденный автомобиль".

Для борьбы с угонами милиция уже давно разработала план "Перехват". В случае получения своевременного сигнала от владельца гаишники должны перекрывать все выезды из города и контролировать ключевые перекрестки. Но никто из опрошенных мною милиционеров так и не смог вспомнить, когда в последний раз "Перехват" в Магнитке способствовал раскрытию кражи машины.

Геннадий ГРИГОРЬЕВ