21-09-05


Как я была "экстремистом"

Корреспондент "Челябинского рабочего" испытала на себе действие законов о защите прав потребителей

Олеся ГОРЮК

Челябинск

У меня сломался цифровой фотоаппарат. Произошло это не где-нибудь, а в отпуске. Меня окружали туристы с фотоаппаратами и фотографировали с разных ракурсов чудные пейзажи и достопримечательности. Я же в это время тщетно пыталась включить свой "Олимпус". В долгожданный отпуск была вылита добрая ложка дегтя. Несколько хороших кадров мне сделать удалось, но мысль о сломанном фотоаппарате все время лезла в голову, не давая расслабиться.

Приехав в Челябинск, я первым делом позвонила в магазин, где был куплен фотоаппарат. Умышленно не пишу его названия, поскольку подобное могло произойти в любой торговой точке.

- К нам не ходите, - первым делом сказали мне. - Идите сразу в сервисный центр, вот его адрес и телефоны.

Звоню.

- Ремонт будет производиться в Москве, это займет месяц, а то и больше, - слышу на другом конце провода. Подтекст читался совершенно ясно: подумайте десять раз, прежде чем отдавать вещь в ремонт, ждать будете долго.

- Но ведь вы должны предоставить мне на это время другой фотоаппарат, - говорю я им.

- На время ремонта мы фотоаппаратов не предоставляем, - заявили мне. - Послезавтра здесь будет механик, приходите.

Я проконсультировалась со знакомым фотографом.

- Они до последнего будут пытаться починить твой фотоаппарат, - сказал он. - Только в том случае, если сделать уже ничего нельзя, тебе дадут новый.

И тут я вспомнила. Несколько месяцев назад отдел по защите прав потребителей федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" устраивал пресс-конференцию. Речь там шла о неисправных сотовых телефонах. Заведующий отделом Павел Кондратенко подчеркивал, что у потребителя есть право не только на починку испорченного аппарата. Можно заменить его на другую модель, а можно и вовсе расторгнуть договор купли-продажи.

Я набрала номер Павла Александровича и спросила, можно ли отнести все сказанное в отношении сотовых телефонов к цифровым фотоаппаратам.

- Разумеется, - ответил П. Кондратенко и предложил мне испытать действие закона о правах потребителей на себе.

Честно говоря, было страшновато. Я чувствовала, что отстоять свое право будет не так-то просто. Однако меня успокоили, что ничего сложного здесь нет.

Первым делом нужно грамотно составить претензию. В ней должно быть указано, что купили, где и когда. Описать, в чем проявляется неисправность вещи. Далее пишется требование потребителя. В соответствии со статьей 18 Закона "О защите прав потребителей" можно выбрать: безвозмездное устранение недостатков товара, замену на товар аналогичной марки, замену на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы. Обратите внимание на то, что требование должно быть только одно. В противном случае продавец выберет то, что ему более выгодно. Претензию можно составить самому или обратиться в отдел по защите прав потребителей.

С этой бумагой, распечатанной в двух экземплярах, я пошла в магазин.

- Мы же сказали вам: идите в сервисный центр! - встретил меня владелец салона, назовем его Александром.

Я протянула претензию, и тут последовал весьма неприятный разговор. С удивлением я узнала, что являюсь ярким представителем потребительского экстремизма. Схема, по которой действуют экстремисты, предельно проста. Цифровые фотоаппараты с каждым месяцем падают в цене. Старые модели снимаются с производства, и через год за ту же или даже меньшую сумму можно купить аппарат, который будет лучше прежнего.

- Сначала центр "Олимпус" в Москве проведет экспертизу, - заявил Александр, - и если выяснится, что это заводской брак, будете отстаивать свое право через суд. Если поломка произошла по вашей вине, будете оплачивать транспортировку аппарата в Москву.

- А вот и гарантийный талон, - продолжал запугивать меня продавец. - Здесь написано только о ремонте, и под ним стоит ваша подпись. Что ж, это тоже послужит доказательством в суде.

Здесь он лукавил. Дело в том, что подпись под гарантийным талоном означает всего лишь, что покупатель проинформирован о своем праве на ремонт, а вовсе не выбрал его как единственно возможное.

Тем временем Александр крутил в руках мой аппарат и нажимал на кнопки.

- Да он у вас прекрасно работает! - вдруг сказал он.

Действительно, аппарат исправно сделал пару кадров, однако я продолжала настаивать на своем. Проверив все функции, Александр все же убедился, что аппарат действительно сломан.

Теперь оставалось ждать результатов экспертизы. В российском представительстве "Олимпуса" меня попросили детально описать неисправность аппарата и подписаться под словами "отказываюсь от ремонта". Я принесла описание в магазин, и оказалось, что Александр смягчил свою позицию. Он уже был готов решить вопрос без судебного разбирательства.

Мое требование возвратить стоимость аппарата по закону должно быть удовлетворено в течение десяти календарных дней. Замена испорченной техники на новую требует 20 дней. В конце недели из магазина позвонили. Экспертиза решила вопрос в мою пользу, оставалось только принести в салон все комплектующие. На возвращенные деньги я купила фотоаппарат в другом месте и другой фирмы.

За последние годы объемы приобретаемой техники возросли многократно. Прогресс идет семимильными шагами, и с каждым годом электроника становится все сложнее. Человек, купивший "навороченную" модель аппарата или сотового телефона, может так и не узнать, что в нем работает всего лишь половина функций. Насколько качественная техника поступает сегодня в Россию, этот вопрос я задала Павлу Кондратенко.

- Если в 1996 году процент выхода аппаратуры из строя был 1-2%, то сейчас по анализу некоторых марок он достигает 10%. Появилась возможность купить вещь в кредит, количество покупок достигло колоссальных размеров. Производственные линии работают на пределе. Нередки случаи производственного сбоя, и тогда мы можем иметь до 50% некачественной аппаратуры.

- Удается ли потребителю отстаивать свои права?

- Больше половины вопросов решается в досудебном порядке. В суде отказов мы пока не знаем. Хотя, несомненно, решение может быть вынесено и в пользу продавца.

- Как правило, поломку высокотехнологичного продукта продавец объясняет недостатками в "прошивках". Дескать, вещь вовсе и не сломана, ее нужно просто "перепрошить".

- Перепрошивка - это сброс ошибок в программном обеспечении. Электронные устройства имеют тенденцию накапливать ошибки, и при определенном стечении обстоятельств они выявляются. На самом деле продавец лукавит. Сменить программное обеспечение не так-то просто. Если оно изначально работало некорректно, то и перепрошивка, скорее всего, результата не принесет. Через два-три месяца аппарат может снова выйти из строя.

n Перед покупкой обязательно возьмите у продавца инструкцию. Присядьте и не спеша прочтите ее. Возможно, окажется, что это совершенно не та вещь, которая вам нужна

n Наконец, вы приобрели товар, и он не проработал в течение гарантийного срока. Изворотливость продавцов в спорах с покупателем не знает предела. Рассмотрим наиболее типичные ситуации

n Если продавец не принимает претензию, отправьте ее заказным письмом с уведомлением на адрес продавца. С момента получения уведомления начинает истекать срок рассмотрения претензии

n Если вы потребовали расторжения договора купли-продажи, а цена на товар увеличилась, продавец обязан сделать перерасчет покупной цены

n Если модель заменена, гарантийный срок начинает истекать с момента передачи нового товара потребителю

n Если вы выбрали ремонт, у вас есть право получить аналогичную вещь на время ремонта. Ремонт должен производиться незамедлительно (5-7 дней) либо в установленные сроки. Внимательно прочитайте квитанцию о сдаче в ремонт. Если срок ремонта вас не устраивает, вы вправе потребовать расторжения договора купли-продажи.

С вопросами вы можете обратиться в отдел по защите прав потребителей по телефону 775-33-45 или прийти по адресу: улица I Пятилетки, дом 57.