21-11-02


Сбил человека и скрылся...

Новые, более демократичные, законы провоцируют наших водителей на нарушение правил дорожного движения

Недавно ранним вечером группа ожидавших на остановке рейсовый автобус стала свидетелем страшной трагедии. Мчавшийся с большой скоростью легковой автомобиль сбил переходившую дорогу женщину и, не остановившись, стремительно полетел дальше. Наступали сумерки, но свидетели трагедии успели запомнить номер и марку машины. Через 15 минут водитель-лихач П. стоял перед сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД и давал первые показания. В Южноуральск спешил из Челябинска, где работал. И был изрядно пьян. Пожилая женщина, сбитая его машиной, умерла прямо на дороге.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в нынешнем году просто потрясает. Моторизованный люд будто сорвался с тормозов.

- Такого всплеска нарушений правил дорожного движения, а значит и трагедий, я не видел за всю свою практику, - говорит начальник ГИБДД Южноуральска Виктор Головин.

По его данным, в нынешнем году в городе совершено 164 дорожно-транспортных происшествия, из которых 52 - с пострадавшими людьми. Погибли шесть человек. В прошлом году было 35 пострадавших, из них погибли двое. Почти в два раза меньше было всех дорожно-транспортных происшествий. По наблюдениям инспекторов ГИБДД, значительно больше стало водителей-нарушителей, предпочитающих скрыться с места происшествия.

- Что случилось с людьми, Виктор Иванович? - спрашиваю Головина.

- Сказывается целый комплекс факторов. Есть причины, лежащие на поверхности. Не буду оригинальным, но свою роль играют новые УПК и Кодекс административных наказаний. Раньше инспектор ГАИ нарушителя наказывал штрафом прямо на месте происшествия. А сейчас, чтобы наказать пьяного водителя, надо составить семь документов. Все плюсы и минусы законов приводить нет смысла, скажу лишь, что люди моментально из этих документов выбрали не обязанности, а права. Абсолютно все запомнили, что без причины останавливать водителя теперь нельзя. Ну и пользуются. Пьют, лихачат, особенно молодежь. Молодые, кстати, и скрываются с места дорожно-транспортного происшествия. Пожилые, если попадают в аварию, стараются помочь пострадавшим людям. А этим - законы не писаны. Потом, когда задерживаем, свой побег объясняют страхом. Вряд ли это так.

- А может, это и не преступление - сбегание с места происшествия?

- В Уголовно-процессуальном кодексе есть статья 265, как раз для таких трусоватых нарушителей. За оставление места дорожно-транспортного происшествия и людей в опасном для жизни и здоровья состоянии возбуждаются уголовные дела. В нынешнем году у нас три таких дела. К сожалению, за пять лет работы начальником ГИБДД я не помню, чтобы кого-то из водителей, сбежавших с места происшествия, лишили свободы. Это тоже не воспитывает водителей в духе почитания правил и законов.

И пешеходы в этом году почему-то не очень дорожат своими жизнями. По их вине нынче произошло в два раза больше происшествий, чем в прошлом, причем двое человек погибли под колесами машин. В три раза возрос детский травматизм. Это уже тревога, хотя, к счастью, все дети остались живы.

Когда люди свободу и более демократические права, данные новыми законами, тут же превращают в вольницу на колесах, к хорошему это не приводит.

Анатолий ЛЕТЯГИН