21-11-06
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Одним из самых ярких событий юбилейных мероприятий стал первый Южно-Уральский форум "Региональная социальная политика - основа повышения качества жизни". Он прошел по инициативе ЧелГУ и при поддержке правительства нашей области. Особый статус форуму придало присутствие зарубежных гостей из Казахстана, Китая, Вьетнама, Англии, Франции, Германии, а также участников из других регионов России. Идея диалога между властью и обществом возникла в ЧелГУ не случайно. Ведь университет решает проблему не только подготовки кадров высокой квалификации, но и развития региона в целом. Это один из конечных пунктов, к которому он пришел за 30 лет.
Какими еще достижениями университет сегодня мог бы гордиться? Об этом мы беседуем с ректором ЧелГУ Андреем Шатиным.
- Андрей Юрьевич, что самое главное из того, что свершилось за эти годы с момента создания ЧелГУ?
- Сегодня университет - это не только научный образовательный центр, но и центр социального и культурного притяжения. До его открытия никто не готовил в нашей области математиков, физиков, химиков, историков и других специалистов с фундаментальной университетской подготовкой. Историческим фактом является и то, что университет был первым из вузов региона в освоении новых специальностей, таких как юриспруденция, политология, мировая экономика и т.д. Теперь университетский тип мышления сформировался у мощной прослойки людей с системным взглядом на жизнь. И они невольно изменили культурное и интеллектуальное лицо нашей области.
Совместно с министерством образования и науки он решает проблему доступности образования для инвалидов детства. С управлением экологии и управления - проблему защиты территорий, пострадавших от радиационного воздействия. Это Кыштым, Муслюмово и т.д. С министерством культуры его связывает такой мощный проект, как Аркаим. Университет располагает огромным интеллектуальным потенциалом. У него есть кадры, желание, инициатива и способность продолжать эту работу и дальше.
- Может быть, вы назовете самые крупные научные школы, которые являются этим интеллектуальным потенциалом?
- Прежде всего, это математическая школа, представленная академиком РАН Арленом Ильиным и членом-корреспондентом РАН Сергеем Матвеевым и еще пятнадцатью докторами математических наук. На международную математическую конференцию, что провел ЧелГУ в рамках юбилея, к нам приехали очень известные академики. В частности, звезда такой величины, как Николай Красовский, которого называют гением математики. Как отметил ректор МГУ Виктор Садовничий, который тоже был на праздновании нашим гостем, присутствие на конференции таких академиков - это признание заслуг нашей математической школы.
Участие профессора МГУ Сурена Авакьяна, который работал над созданием Конституции РФ, и судьи Конституционного суда РФ Николая Бондаря в другой нашей крупнейшей конференции по юриспруденции говорит тоже о таком же признании.
Есть уникальные разработки и у физиков - профессоров Василия Бучельникова, Василия Тюменцева и других. Я бы их назвал прорывными открытиями. Одна из разработок Бучельникова - магнитное охлаждение, которое очень интересует сегодня японцев и китайцев. Они бы дорого заплатили за то, чтобы иметь такую теоретическую школу, которая есть у нас.
Два научно-исследовательских института в Москве и Харькове в течение пятнадцати лет бились над проблемой саморазрушения углеродных материалов, что нашло бы практическое применение, связанное с футеровкой атомных реакторов, подшипниками скольжения подводных лодок, расщеплением изотопов, в том числе и урана. А профессор Тюменцев решил проблему в течение полугода. Благодаря таким наработкам ЧелГУ наградили Гран-при на всероссийской инновационной выставке. Причем университет становится лидером в этом направлении уже во второй раз
Очень мощно двигается наш новый факультет - биологический. Много интересного на химическом факультете, успешно развивается компьютерное моделирование и т.д.
- Сколько времени требуется для создания научной школы?
- Десятилетия. Это очень длительный, тонкий и важный процесс. К нему нужно трепетно относиться. Настоящие интеллектуальные ценности создают люди, которые глубоко проникают в законы природы и находят новые знания, чтобы развивать нашу цивилизацию и дальше. Они имеют не только мощнейшую теоретическую подготовку, но и прекрасное знание практики. И этому учат студентов, у которых тоже формируется научное мышление благодаря участию в исследовательской работе под руководством наших ученых.
- В каком направлении ЧелГУ будет двигаться дальше?
- В перспективе - вхождение в международное образовательное пространство. А для этого нужно будет еще немало потрудиться. Наша задача - создать в университете такие условия, в которых студент стал бы исследователем, творцом, гражданином, патриотом и просто порядочным семьянином. Это основная задача, над которой мы будем работать в ближайшее время. Обществу нужны сегодня не потребители, а люди с активной жизненной позицией.
Мы продолжим поиски своего места в диалоге между властью и обществом. С этой целью хотим сделать форум, который мы только что провели, ежегодным. А поскольку не всем участникам первого форума (он собрал тысячу человек) удалось высказать свое мнение, открываем сайт форума, где предоставляем им и всем желающим такую возможность.
За эти годы в ЧелГУ увеличилось:
n количество образовательных программ почти в 10 раз
n количество специальностей в аспирантуре - в пять раз
n ежегодный выпуск дипломированных студентов - в 12 раз
n В диссертационных советах ЧелГУ защищено 793 диссертации, в том числе 85 - докторских.