21-11-06


Ваш выход, маэстро!

К 50-летию творческой деятельности известного уральского хормейстера и фольклориста Анатолия Морозова

Виктор РИСКИН

Кыштым

Имя Анатолия Морозова знакомо многим любителям и знатокам русской песни далеко за пределами Кыштыма. Сотни концертов в десятках городов страны, звание заслуженного работника культуры, лауреатские награды, первые места во всероссийских конкурсах - это все он, Морозов. А еще написанные книги, статьи в газетах, мастерская игра в шахматы. Это тоже он - Морозов. Все, что он ни делает, делает профессионально. Но сегодня наш разговор на одну тему: Морозов и русская гармонь. Он как раз кстати: 19 ноября состоялся творческий вечер маэстро, посвященный 50-летию его союза с русской гармонью.

Кто "косит" под директора

В роду у Морозовых все гармонисты. Отец Иван Дмитриевич играл на тальянке начала прошлого века. Старший брат Николай брал в руки двухрядку венского строя, второй брат Иван - на хромке. Маленькому Толе инструмент не давали. Но он, дождавшись, когда взрослые разойдутся по делам, снимал с полки гармошку и подбирал чуткими пальцами услышанные мелодии. При всех же дурачился, выхватывал из маминой квашни мутовку и носился с ней, изображая балалаечника. Мать сердилась, норовила этой мутовкой по макушке сорванцу смазать, но дед Дмитрий останавливал. "Погодь, Ульяна, - гудел он могучим басом, - не трожь пацана. Глядишь, циркачом станет!"

При всей любви к народной песне серьезное занятие музыкой, а тем более уход в культуру как в профессию не поощрялось, считалось делом пустым и зряшным. Всем же памятен разговор кучера с Шаляпиным: "Ты чем, барин, занимаешься?" - "Пою я, братец!" - "Петь-то и я пою. Я спрашиваю: чем ты занимаешься?" Вот однажды и бабушка Толи Поллинария Семеновна на вопрос соседки, чем внук занимается, отвечала: "На дижиссера учится, чтобы, значит, паклями махать шибче!"

Отсчет своей творческой деятельности Анатолий Иванович ведет с 1956 года, когда его, тогда 18-летнего, заведующий клубом села Белоярка Долматовкого района Курганской области пригласил подыграть местному хору. Морозов подыграл, да так, что на районном смотре хор занял первое место. А сам Анатолий вместе с другом Генкой Шуплецовым исполняли куплеты из популярного тогда кинофильма "Свадьба с приданым": "Из-за вас, моя черешня, ссорюсь я с приятелем, говорят, что климат здешний на любовь влиятелен". Молодые артисты как две капли воды были похожи на киноперсонажей. Это сходство, а более того бесшабашное исполнение вызывало постоянный восторг зала.

В Кыштым Анатолий Иванович приехал 25 лет назад. Именно с его приездом область, а затем и страна узнали о поселке Тайгинка и о графитокаолиновом комбинате, на базе которого был организован хор. Первая громкая программа вышла под названием "Уральские сказы" на стихи Юрия Гребенькова. Потом еще две - "Письма, опаленные войной", "Баллада о мире". С ними тайгинцы стали лауреатами всесоюзного смотра, посвященного 40-летию Победы, затем лауреатами второго всесоюзного фестиваля, защитили звание народного коллектива. С тех пор тайгинский хор ниже первого места в городских конкурсах не опускался. Теснил он и куда более мощные коллективы. Даже таких гигантов, как магнитогорские металлурги и челябинские трубники.

Успехи невесть откуда прибывшего хормейстера раздражали. Доброхоты из многочисленных комиссий пристально изучали журналы руководителя. "Это еще что такое, - поразилась одна бдительная дама, - откуда в вашем хоре директор, секретарь партбюро, главный инженер, главный энергетик, главный геолог, главный маркшейдер? К чему эти надуманные должности? Небось обычные слесаря-токаря, а руководитель тщеславие свое тешит, "закашивая" их под главных!" "Никакие они не "закошенные", - хладнокровно, но со скрытой издевкой в голосе отвечал маэстро, - а настоящие руководители, которым небезразлично, как выглядит их комбинат в культурном контексте. Вдобавок все они хотят и умеют петь!" А вспомним, как проверялись чуть не под микроскопом должности участников милицейского ансамбля "Баллада"! Никто не верил, что на сцене настоящие участковые, следователи, оперативники, а не переодетые профессиональные исполнители. Когда поняли, что все чисто и без подстав, то запустили байку, что у Морозова в жюри мохнатая лапа. Потому он и срывает лавры.

- Когда до меня дошли эти слухи, - говорит маэстро, - я вывел на сцену хор, и он а капелла спел несколько песен. После этого ко мне подошел руководитель одного действительно сильного коллектива в области и признался: "Теперь я убедился, твой хор действительно крепче наших!" Он оказался не прав. Сильнее по мощи и численности все-таки они. Но на сцене эти коллективы были статичны, а мы - ИГРАЛИ.

Вот пришел ко мне мясник...

Если в чем и можно упрекнуть Морозова, то в непостоянстве. Только вытолкнул на верхний предел тайгинский хор, как уходит вытаскивать из небытия коллектив обувной фабрики. Достигнув привычных для себя высот, уходит по приглашению директора машзавода Сергея Дайбова создавать уникальный коллектив "Мужики". Затем - еще более уникальную, до сих пор неповторимую "Балладу". Следом и по сию пору - фольклорный хор дома культуры имени Горького.

- Упрек насчет непостоянства отметаю, - не соглашается со мной маэстро. - Просто накапливается некоторый материал, который хочется использовать, применить на другом коллективе. Вот пришел ко мне один мясник Халиль Касимов... Не надо смеяться. В свое время работал культмассовиком в "Лесном озере", куда съезжались на отдых люди со всех краев. Многие привозили с собой песни родных мест. Он же их все запомнил, записал и наиграл мне часовую программу! 19 ноября мы дали премьеру песни "Казаки". Вот это кладезь действительно народного творчества, о котором широко никто не знал. А потом не я сам уходил. Меня звали, приглашали. Тот же Сергей Дайбов заказал для нас гармошки, пошил костюмы, предоставлял возможность гастролировать, принимать участие в конкурсах, откуда мы без дипломов-медалей не возвращались. Кстати, хор обувной фабрики "Рябинушка" органично вписался в коллектив "Мужиков".

Ищи помощников среди охотников

В чем все-таки секрет Морозова? Ответ на поверхности: конечно, в таланте. В умении зорким взглядом угадать характер, а чутким ухом поймать песенную душу любого новичка, пришедшего к нему заниматься. Без этих составляющих певец, хорист не состоится. Понятно. Но откуда талант? Кто заронил зерно и кто взрастил?

- Были в моей жизни два таких человека, - отвечает Анатолий Иванович, - зерно я получил от моего деда Дмитрия Гавриловича. Бывший звонарь, читал акафисты в церкви, был лучшим актером народного театра (играл Дикого в "Грозе"), обладал великолепным басом-октавой. Когда я начал работать, приезжал ко мне, смотрел, иной раз подзатыльники давал. И при этом приговаривал: "Внучок, ищи себе помощников среди охотников, среди невольников нечего искать".

Был и тот, кто взрастил. Педагог Морозова Григорий Иванович Иванов-Балин наставлял своих учеников: "Ребята, я вам свое кредо выложу. Посредственный педагог окружает себя посредственностями, сильный - сильными, выдающийся - выдающимися. А выдающихся бывает из ста один-два". Сам же Иванов-Балин подчеркивал, что на его долю выпало от силы пять таких учеников и при этом указательный палец устремлял в сторону Анатолия Ивановича. Работает Морозов давно, как он сам говорит, по-крупному. Его коллектив - непременный участник Бажовских фестивалей. С десяток раз - лауреаты этого представительного праздника-конкурса. В прошлом году в программе "Троица" соперничали и обменивались бесценными крупинками опыта семь городов. А в придуманном и разработанном маэстро проекте "Уральские родники" - 19 поселений Урала и Сибири. Ну и, наконец, редко сыщешь окрест человека, который был бы таким поборником русской гармони, как Анатолий Иванович. По его мнению, незатейливая русская гармошка, а не баян или, прости господи, аккордеон, может раскрыть все самые потаенные уголки истинно русской души. А уж она, душа, отзовется, призывно звеня, красотою наполнив и тебя, и меня. С праздником, маэстро! Занавес открыт! Вам выходить!