21-11-06
Геннадий ЯРЦЕВ, Виктор РИСКИН
Озерск
Мурман Сабович Табатадзе прожил в Озерске почти сорок лет. Здесь служил в дивизии внутренних войск, здесь обзавелся семьей и здесь же стал военным пенсионером в звании капитан запаса. Дома не сидел. Подрабатывал где мог и даже одно время пробовал себя в бизнесе. А месяца три назад и вовсе повезло: пригласили на престижную и денежную работу в серьезную фирму. При собеседовании намекнули: "Оформляться ни к чему. Деньги будешь получать в конверте. У нас большинство так работает".
"В услугах не нуждаемся!"
- Конечно, я понимал, что это незаконно, - говорит Мурман Сабович, - это ведь 40 процентов налогов недополучат Пенсионный фонд и прочие социальные службы. Но возражать было бесполезно. Так я добавил к своей небольшой пенсии 7 тысяч наличными в месяц...
Работал Табатадзе, как привык, честно и добросовестно. Даже несколько перспективных проектов предложил, которые принесут фирме в ближайшее время около полумиллиона рублей. Соответственно дважды его одаривали благодарные рабовла..., то есть работодатели, премиями в тысячу и три тысячи рублей. А неделю назад Мурмана позвали в кабинет и, опустив глаза в пол, сообщили: "В твоих услугах больше не нуждаемся!" На вопрос: "Почему?" последовало невразумительное: "Нам не нужны проблемы!" Разговор состоялся в соответствующее моменту время: накануне 4 ноября, объединявшего два календарных праздника - День народного единства и День военного разведчика.
К разведчикам Табатадзе себя не относил, а вот к чекистам вполне: все-таки 25 лет прослужил, охраняя радиохимический завод атомного комбината "Маяк". Имеет с десяток государственных наград. В полной мере причисляет себя и к многонациональному народу Российской Федерации. Да и Конституция против этого не возражала. В преамбуле основополагающего документа страны так и сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость..." То есть Мурман Сабович посчитал, что с ним поступили не по тексту Конституции. Косвенной догадкой послужило и предшествующее его увольнению приглашение в правоохранительные органы лиц с грузинскими фамилиями...
Дружили... кланами
Родился Мурман Сабович в 1950 году в селе Хеви. Как раз на Рикотском перевале между Восточной и Западной Грузией. Относит себя к имеретинцам, живущим на краю Имеретии. Еще есть гурули, мингрелы, сваны. Кланы не враждовали, а, напротив, роднились.
- Бывало зимой, - рассказывает Мурман, - мы первым делом поутру бежали откапывать дома стариков. А когда собирались в школу, то впереди по грудь в снегу шли взрослые, протаптывая нам тропинку длиной в километр.
Перед армией Мурман поработал на угольной шахте под городом Ткибули. С этим периодом у Табатадзе связаны тягостные воспоминания.
- На практику мы попали как раз, когда испытывали дюбельный пистолет. Мастер приставил ствол к стене. Я стоял рядом. И тут мой друг Нугзари отодвинул меня в сторону со словами: "Давай я посмотрю!" Мастер нажал курок, каленый гвоздь срикошетил и попал в висок Нугзари. Если бы он меня не отодвинул, то на его месте лежал бы я... Мастер поседел на моих глазах. Потом пришлось его прятать, чтобы родственники Нугзари не убили. Спустя некоторое время все помирились: поняли, что произошла трагическая случайность.
Во время службы в армии Мурман окончил Саратовское общевойсковое командное училище и вернулся в звании лейтенанта для дальнейшего прохождения службы в Озерск. Здесь и женился.
- Мы жили в офицерском общежитии: 22 молодых лейтенанта из Саратова. В нашей комнате было трое - Миша Хусаинов, Володя Коваль и я. Нетрудно определить по национальности, кто есть кто. Но никогда на этой почве не было разногласий. Подшучивали друг над другом - да. Как-то ужинаем в кафе и посмеиваемся: "Сидят татарин, хохол, грузин и пьют... армянский коньяк!" В том кафе однажды мы и увидели местных девушек. Понравились, пригласили потанцевать. Вот уже 32 года я кружусь вокруг моей жены Людмилы Павловны. Как отнеслись к моему выбору грузинские родственники? Да прекрасно. Каждый год мы ездили на родину. Когда вместе, а когда одна Людмила с детьми. Встречали всегда душевно, с искренней радостью... Пока этот бардак не начался. Мы уже более десяти лет не можем съездить в родное село. Машиной пробиться через многочисленные блокпосты почти нереально, да и опасно. Прямых авиарейсов нет, а поезда не ходят. Вот такую нам устроили "дружбу народов".
Зато в семье Табатадзе полный покой, мир и согласие. Жена пока продолжает работать, старшая дочь - менеджер в одной из фирм. Младшая живет и работает в Москве после окончания школы-студии МХАТ.
Обычная семья. Применительно к старой анкете, никто не был, не состоял, не привлекался... Одно смущает. От сталинский графы "Имеете ли родственников за границей?" Табатадзе не отвертеться: вчерашняя советская республика Грузия стала государством, да еще и враждебным России. Вот почему свое увольнение Мурман связывает именно со своей не созвучной ситуации фамилией. Не зря же работодатели туманно, но намекнули насчет нежелания иметь из-за него проблемы.
Опять списки врагов?!
А теперь давайте напрямую. Охота за ведьмами или прямая дурость - характерные черты любой кампании. Так было при составлении списков врагов народа, так было при раскулачивании. Те времена, как нам казалось, канули в небытие. Но, видать, правда: у каждого века свое средневековье. Никто не подумал, что тот же Мурман Табатадзе чуть не тридцать лет стоял на секретнейшем посту, охраняя великую тайну своей истинной Родины - СССР и России. Разве этого недостаточно, чтобы снять любое сомнение насчет его неблагонадежности?!
Кстати, и к Саакашвили (возьмите, кому надо, на заметку!) он относится резко отрицательно, называя его врагом грузин и пособником американцев. Правильно, говорит, боржоми и грузинское вино запретили. Сплошная, говорит, отрава. Правда, уточняет, что минералку со знаменитым брендом разливают где-то на юге области, а вино - в самом Челябинске.
За людей обидно. За тех, кто бездумно выполняет глупые приказы, и за тех, кто от них невинно страдает. Когда же мы перестанем делить народ, как собак, по породам? Этих - на выставку, тех - на свалку, а третьих - под статью подвести. И ведь статья такая есть, под которую надо подвести всех нас. Вот она - статья 3 Конституции России: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Если это не оговорка насчет многонационального источника власти, то именно этим источником являются татарин Хусаинов, хохол Коваль, грузин Табатадзе и миллионы людей, объединенных в одну государственную национальность - российский народ.