21-11-06


Командир особого назначения

Подполковник Ковелин считает, что черный берет омоновца - знак особого отличия

В кабинете нового командира Магнитогорского ОМОНа подполковника милиции Сергея Ковелина обстановка предельно спартанская. Кресло, стол для заседаний, обязательный государственный герб... Ничего лишнего. Исключение составляет разве что эффектный набор самурайских мечей, подаренный офицеру к Дню милиции. О том, какие доблести характерны для современного "служивого человека", корреспондент "Челябинского рабочего" беседует с 39-летним командиром.

- Сергей Эдуардович, как становятся омоновцем?

- Расскажу на своем примере. В 1988 году, отслужив на флоте, пришел в Правобережный РОВД Магнитогорска. Стать офицером мне хотелось с детства. Пытался подавать документы в cуворовское училище, поступал (и даже был зачислен) в Пермское училище внутренних войск... В Правобережном райотделе работал в качестве простого патрульного милиционера, затем стал командиром взвода. В 1993 году образовался Магнитогорский ОМОН. Первый его командир, Михаил Петрович Швец, приглашал меня взводным, но в тот момент по семейным причинам пришлось отказаться. Омоновскую форму я надел весной 95-го, с тех пор здесь и служу.

- Правда, что Ковелин - тот самый милиционер, который задержал "магнитогорского Чикатило", известного маньяка Гридина?

- Уточню: один из тех милиционеров. Это был конец ноября 1989 года. Когда поступил сигнал, наш экипаж патрулировал район пересечения улицы Советской Армии и проспекта Карла Маркса. Мы тут же стали досматривать транспорт, двигавшийся от новых кварталов. И буквально во втором по счету трамвае мое внимание привлек молодой человек, сидевший, несмотря на холодное время года, без шапки. По приметам он походил на известного нам по ориентировкам "лифтового маньяка". Отправили его в РОВД и остались работать, еще часа два проверяли транспорт. И только после этого из райотдела по рации передали, что его опознали потерпевшие. За поимку Гридина весь экипаж наградили денежной премией.

- У магнитогорских омоновцев есть собственные традиции?

- Самое главное отличие - это то, что ни в одной командировке мы себя плохо не зарекомендовали. Я имею в виду прежде всего Северный Кавказ, туда сотрудники отряда выезжали четырнадцать раз. Мы всегда помним, что представляем легендарную Магнитку. И мне как командиру приятно, что иной раз Магнитогорский ОМОН считают такой же визитной карточкой города сталеваров, как, к примеру, наш хоккейный "Металлург". Мы одна семья, в магнитогорском отряде никогда не было и не будет, чтобы для командира отдельно накрывали стол. А недавно мы объявили конкурс на собственное имя нашего подразделения. Так что в скором времени, надеюсь, на правом рукаве магнитогорские омоновцы будут носить шеврон с емким и красивым названием своего отряда.

- Рискну предположить, что все бойцы отряда побывали в "горячих точках"...

- Практически все. За исключением тех шести-семи человек, которые сейчас либо обучаются в учебном центре, либо только что закончили его. По итогам командировок наши парни награждались орденами и медалями. Семеро сотрудников Магнитогорского ОМОНа посмертно награждены орденом Мужества. Многие из действующих бойцов имеют медали "За отличие в охране общественного порядка", "За заслуги перед Отечеством", "За отвагу" и другие.

- В отряде грядут кадровые перетряски?

- Не радикальные, но перемены будут. Появятся молодые заместители командира: не чужаки, а те, кто знает отряд и кого в отряде знают. Когда люди приходят устраиваться на работу, я всегда полушутя-полусерьезно говорю: "У нас вход рубль, выход - три". В ОМОНе ты никогда не будешь богатым, это не та служба. Не приветствуем людей необразованных, не умеющих и не любящих учиться. Предпочтение отдается ребятам спортивным, тем, кто мечтает об этой службе.

- От ваших подчиненных я услышал такую фразу: "Подполковник Ковелин не кабинетный начальник, он боевой офицер". Сергей Эдуардович, а какими видами оружия вы владеете?

- Пистолетами Макарова и "ТТ", автоматом и пулеметом Калашникова, в том числе станковым, гранатометом, снайперской винтовкой, - всеми видами стрелкового оружия, находящегося у нас на вооружении. В Чечне этому быстро учились. По ночам отстреливаешься на блокпостах, а днем осваиваешь различные типы оружия. То есть опытным путем: сначала на практике, а уж потом по плакатикам. А что касается боевой техники... Посадят меня в БТР, через пару минут, думаю, поеду. Посадят в БМП - поеду через пять минут.

- А если в танк?

- Минут через двадцать тронусь. Учитывая то обстоятельство, что пятнадцать минут буду в него забираться. Все-таки мужчина я не мелкий.

Геннадий ГРИГОРЬЕВ