21-12-00
Лайнер растворился вдали, но вскоре вернулся, заехав на рулежную дорожку. В небе широкофюзеляжный самолет не казался неуклюжим. Фотокор "Челябинского рабочего" Александр Кондратюк поначалу не признал в нем "тяжеловоза" и фотоаппарат в руки взял лишь после того, как работники авиапредприятия подтвердили: он самый.
При ближайшем рассмотрении Ил-86 не мог не впечатлить своими размерами. Это самый крупный серийный пассажирский самолет российской авиации: его длина - 60 метров, высота - более 15, на борт способен взять 340 пассажиров. По весу и габаритам, отмечают авиаторы, напоминает "Боинг-747", одно из самых распространенных в мире воздушных судов.
Говорят, когда аэробус своими шасси коснулся земли, командир экипажа, заслуженный пилот России Владимир Чекилев очень хвалил новую челябинскую полосу. Позже, правда, проявил большую сдержанность, сообщив, что посадка прошла "как обычно, то есть нормально, без каких-либо отклонений". Командиру вручили букет гвоздик, который он позже передал стюардессе. Внутри аэробуса по случаю мягкой посадки всех встречавших угостили шампанским.
Так завершился первый технический рейс Ил-86. Это событие заместитель губернатора Владимир Букрин и руководители авиапредприятия расценили как новый шаг в развитии главного аэропорта области. После подписания приказа по Государственной службе гражданской авиации (бывшая Федеральная авиационная служба) "воздушные ворота" Южного Урала смогут регулярно принимать этот тип судов. Но будут ли?
-Нам бы хотелось выполнять полеты к вам, но все зависит от того, какие договоренности будут достигнуты между вашим авиапредприятием и "Уральскими авиалиниями", - в кратком интервью у трапа самолета сообщил корреспонденту "Челябинского рабочего" командир аэробуса В. Чекилев.
Генеральный директор Челябинского авиапредприятия Сергей Яшин также постарался взвешенно обрисовать общие перспективы. Хотя для новой полосы сегодня нет никаких технических ограничений, регулярные рейсы завтра не начнутся. Прежде нужно просчитать, удастся ли "загрузить" аэробус. В прошлом году утренний рейс до Москвы мог бы выполняться этим лайнером, но пассажиропоток падает. И сегодня вопрос стоит ребром: уральскому "тяжеловозу" быть в челябинском небе, если его эксплуатация окажется экономически выгодной или удастся найти источник дотаций. Впрочем, не исключено, что самолет позаимствуют у Екатеринбурга в пиковый летний период для перелетов в Анталию. Сегодня реально вести речь об использовании "Уральскими авиалиниями" нашего аэропорта в качестве запасного (пока таковым является ульяновский порт). В случае неблагоприятных погодных условий, каких-то нештатных ситуаций Ил-86, можно сказать, приземлится у себя дома - до Екатеринбурга 200 километров, рукой подать. Даже Уфа не рассматривается в качестве конкурента - до нее 360 километров.
Руководство авиапредприятия провозгласило политику открытого неба и радо, если "все флаги будут в гости к нам", в том числе соседи-свердловчане. Что касается самого мощного перевозчика - "Аэрофлота", то сейчас он не летает из области, как это было осенью. Ходят слухи, будто его выдавили с рынка сами же челябинцы, недовольные тем, что конкуренты предлагают более щадящие цены за услуги.
- "Аэрофлот" интересен нам, - спокойно реагирует на это С. Яшин. - Он пропагандирует столичные стандарты, которые являются хорошим раздражителем, заставляют лучше работать. Опять все дело в экономике. 40 пассажиров, что перевозили москвичи, не окупают затрат. Зачем летать, получая убытки? Вот и приостановили рейсы. К лету, надеемся, вернутся обратно. Что же касается разговоров о том, что "Аэрофлоту" предоставляли неудобное для полетов время: Они просили вылет на Москву за 15 минут до нашего рейса туда же. Но технические возможности не позволяют совершать два рейса с таким интервалом. Мы предлагали: давайте найдем источники, чтобы профинансировать технические службы. Ответа не последовало.
С. Яшин сообщил, что до Нового года цены на авиабилеты Челябинское авиапредприятие не поднимет. Не просматривается повышение и до конца января 2001 года.
Евгений КИТАЕВ