22-01-02


На что надеяться казакам?

Областные законодатели забраковали программу поддержки казачества. Пройдет ли чтения в Госдуме законопроект, автором которого стал челябинский депутат?

Елена ФРАНЦЕВА

Челябинск

Десять лет скоро, как российский президент подписал указ о мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества. Много с той поры документов было принято. В том числе концепция государственной политики по отношению к казачеству. Все эти нормативные акты пытались ввести процесс возрождения чуть ли не под корень уничтоженного сословия в законодательное русло, обеспечить ему реальную поддержку, без которой не подняться. Но - увы! Государственная казачья служба, казачье самоуправление, землепользование и землевладение с учетом традиций и современных реалий - все по-прежнему до конца не узаконено, действует сегодня не в полную меру. Почему?

До сих пор нет в России федерального закона о казачестве. Без него неосуществимы казачьи мечты о возрождении сословия, сильного своими традициями государственной службы и крестьянской общинности. Без этого закона все программы поддержки казачества обречены на "второсортность", ибо у федеральных и местных властей всегда найдутся куда более неотложные социальные проекты. К тому же за минувшие десять лет казаки, не чуждые политических разборок и не всегда умело заявлявшие о своих претензиях на историческое место в российском обществе, порой доверявшие говорить от своего имени не очень-то достойным лидерам, стали многими восприниматься с опаской. Кое-кто и просто стал видеть в казачестве лишь "ряженое войско", ни к чему серьезному не способное. Все эти поветрия не миновали и нашу область, где возрождение казачества шло так же нервно и неровно, как и во всей России. Острые углы казачьих кругов расходились в обществе эхом комментариев отнюдь не во славу казаков. Между тем здравомыслящие, болеющие за судьбу возрождаемого казачества атаманы, члены советов старейшин все решительнее от смуты и выяснения отношений переключались на практические дела, которые только и могли поспособствовать утверждению авторитета казаков у земляков. Занятия с молодежью, создание кадетских классов, действенной системы патриотического воспитания, участие в охране общественного порядка, в подготовке допризывников, помощь пограничникам, чьи заставы сегодня в нашей области обустраиваются бок о бок со станицами вдоль старинной казачьей линии: Вот эти казаки ждут не дождутся "своего" закона, переживают из-за того, что государственный реестр без законодательного подкрепления фактически "не работает".

А что же закон? Над его проектом трудились депутаты Госдумы еще прошлого созыва. Читали, выправляли, а в результате отказали в праве на жизнь, окончательно забраковав. Пришлось начинать заново. И решился на это депутат из Челябинской области Петр Свечников. Он, кстати, сам из казаков, не только стал инициатором вторичного обращения депутатов к законопроекту о казачестве, но и сам этот проект подготовил. Его рассмотрение в Госдуме запланировано на только что начавшуюся сессию. А пока законопроект, отправленный во все субъекты Федерации, проходит там своеобразный экзамен. На местах, и прежде всего казаки, обсуждают его, "примеряют" к своим проблемам, делятся с автором предложениями. В одном все сходятся: казачество как сословие имеет право на существование, и оно должно иметь государственную поддержку.

В нашей области местами компактного проживания казачьего этноса считаются восемь городов и 17 районов. Всего казачьего населения - 540 тысяч человек. Немало! В отсутствие закона о казачестве многие надеялись на целевую программу государственной поддержки казачьих обществ Челябинской области на 2002-2003 годы. Ее первоначальный вариант был вынесен на обсуждение депутатов Законодательного собрания области в августе прошлого года. И большинством голосов отклонен. К концу года подработанный в администрации области документ вновь был представлен депутатам. Исполнительная власть, от имени которой на заседании ЗСО выступал заместитель губернатора Валентин Буравлев, готова была на определенные жертвы во имя того, чтобы программа поддержки казаков в нашей области все-таки получила путевку в жизнь: предлагалось начало ее финансирования отнести на 2003 год, дабы не утяжелить расходы бюджета в непростом по финансам 2002 году. Хотя какие, собственно, предусматриваются траты? На обучение и повышение квалификации атаманов, на организацию и поддержку кадетских классов, на военно-патриотическое воспитание, организационное обеспечение казачьих обществ по несению ими государственной службы, развитие творческих самодеятельных коллективов, издание книг по истории, культуре и быту казачества: Что ж, без чего-то можно пока обойтись. Но казаки надеялись хотя бы на официальное выражение депутатами Законодательного собрания поддержки казачьему возрождению. Однако и во второй раз программа не собрала необходимого количества голосов, не была принята.

Обращает на себя внимание тот факт, что депутаты благополучно проголосовали за эту программу в комитетах - то есть дали ей там зеленый свет. А когда дело дошло до "тайного голосования", большинство предпочло сказать программе "нет". В том заседании Законодательного собрания, состоявшемся под занавес ушедшего года, принимал участие сам губернатор Петр Сумин -из уральских казаков, между прочим. Думаю, скажи он, по чьему распоряжению программу и готовить-то начали, хотя бы слово в ее поддержку - документ был бы принят: всего пары голосов ведь не хватало. Но он промолчал:

Казакам сегодня, конечно, от такого отношения к их проблемам законодателей - одно разочарование. Хотя в управлении по делам военнослужащих и казачества администрации области после декабрьского провала программы ситуацию драматизировать не склонны. В конце концов, есть подобная федеральная программа. Есть, наконец, возможности оказывать реальную поддержку казакам в каких-то конкретных случаях. Но тем не менее настораживает, что один за другим "сходят с дистанции" важные законодательные акты, способные на действительно государственном уровне помочь казачьему возрождению. В результате мы имеем то, что имеем. И тут уместна, мне кажется, цитата из не принятой челябинскими законодателями программы. В ней перечню конкретных задач и мероприятий предшествует описание самой проблемы. А она в том, что "в настоящее время экономика, социально-культурная сфера и организация государственной и иной службы казачества в Челябинской области развивается стихийно:" n