22-01-03
Евгений КИТАЕВ, Челябинск
Называть холдингом группу компаний, куда входит и Челябинский металлургический комбинат, пока рано. Так говорят сами участники процесса. Холдингостроением еще только занимается в Москве экс-гленкоровец, экс-гендиректор, а ныне председатель совета директоров "Мечела" Алексей Иванушкин (такую задачу перед ним ставили накануне последнего собрания акционеров, переводя на эту должность).
Предварительно было решено, что будущее объединение должно состояться под флагом "Углемета". Этот брэнд призван подчеркнуть угольно-металлургические корни его создателей. Узнав об этих планах, губернатор П. Сумин предложил на одном из совещаний новому "генералу" "Мечела" Н. Воробьеву "расквартировать" управление холдингом в Челябинске, на что тот ответил: это, мол, зависит даже не от Алексея Геннадьевича Иванушкина. Речь пошла о группе "Южный Кузбасс", в собственниках которой угадываются черты хозяев и челябинского комбината. А горячие сибирские парни, судя по всему, вряд ли захотят обосноваться за Уральским хребтом. Оттого, кстати, и москвич Иванушкин уехал на малую родину представлять корпоративные интересы, взяв с собой сподвижников из информационной службы.
Напомню: сейчас помимо "Южного Кузбасса" и "Мечела" в существующий союз входят кредитная организация "Углеметбанк", филиал которой есть в Челябинске, Белорецкий металлургический завод и "Южуралникель". Одно из последних приобретений, о которых было официально заявлено топ-менеджерами, - также металлургический завод, но уже в Вяртсиля (Карелия).
Логика этих "присоединений", проводимых акционерами группы, понятна. Метизные производства обеспечивают какую-то долю рынка для "Мечела". Последний, к примеру, поставляет металл в Белорецк, который делает катанку. Часть ее продается на сторону, а часть идет на сами метизы. Так получается более дорогой, то есть прибыльный продукт. А на "Южуралникель" челябинские металлурги отправляют кокс. Взамен получают никель, который используют как добавки при выплавке качественной стали. То есть получается своего рода семейный подряд. На языке хозяйственников это называется повышением эффективности производства.
Но сейчас поговаривают о новом пополнении названной группы, так сказать, втором эшелоне "покупок". Информация эта не слишком афишируется. За подробностями заводская пресс-служба предлагает обращаться к столичным сотрудникам группы. А Москва молчит, несмотря на то, что соответствующая просьба редакции была туда передана. Из этого можно заключить: комментарии не желательны.
Как стало известно корреспонденту "Челябинского рабочего", группа "Мечела" включает в орбиту своих интересов некий металлургический завод в Румынии. Он производит свою сталь и прокат, торгует ими на внутреннем рынке и в странах Восточной Европы. Но если не удлиняется сама производственная цепочка, что наблюдалось ранее, быть может, акционеров привлекает близость румынского предприятия к западным рынкам? Возможно, они видят в нем свое "окно в Европу"? Присутствие группы, сообщил осведомленный источник, там есть, но "глубина проникновения" не ясна.
Пока не принято решение относительно покупки Горшуновского ГОКа, хотя здоровый интерес прослеживается и к нему. Горно-обогатительный комбинат находится в Иркутской области и производит железорудный концентрат для получения агломерата - пищи домен, которых в Челябинске пять. ГОК стоял с мая 2001 года, проходя процедуру банкротства. Сегодня стал обеспечивать четверть потребностей "Мечела". Остальную часть рудного сырья челябинские металлурги получают с Курской магнитной аномалии. Так зачем при таком раскладе им ГОК?
Свет пролил один из специалистов. "Свое, - пояснил,- есть свое". Горшуновские горняки, войди они в "родственную кооперацию", смогли бы обеспечить печи стабильными поставками. Под стабильное сырье можно делать стабильную технологию: "Если вначале одно сырье в печь загружать, а потом другое, она будет себя плохо чувствовать".
В холдинг также прочат волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь", возглавить который якобы должен экс-руководитель Златоустовского металлургического завода Насибулла Мухатдинов. Под этот проект-де он и был приглашен на работу в "Мечел", где трудится сегодня в ранге советника.
Что касается поглощения "Красного Октября", сообщают разные источники, говорить об этом преждевременно, хотя подчеркивают: "Если есть предложения, никто сразу "нет" не говорит". То, что специалисты-металлурги уже выезжали на волгоградские смотрины, - факт. А как дальше будет... При всей многовариантности сценариев хотелось бы, однако, напомнить: когда-то и про Белорецк, и про Карелию говорили примерно так же: еще не вечер. А чем все закончилось?
Если все-таки поглощение названных производств состоится, то и тогда, по мнению одного из менеджеров "Мечела", говорить "об образовании великого холдинга будет, по меньшей мере, несерьезно". "Мы, - продолжил он о конкурентах, - хотим сами жить и никого не стремимся уничтожать". Однако не станут ли нынешние "веселые старты" за собственностью прелюдией к еще более амбициозным проектам, ведь аппетит, как известно, приходит во время еды? Не захотят ли нынешние акционеры посягнуть на крупных игроков рынка? До недавнего времени, во всяком случае, наблюдатели не исключали участия "Южного Кузбасса", владеющего пакетом ММК, в торгах, на которые предполагалось выставить 17-процентный госпакет Магнитки. n