22-02-2000


Черные дыры Челябинска-2

Читатель "Челябинского рабочего" сконструировал люк, крышку которого невозможно украсть

Иван СТАРШИНОВ

Челябинск

После публикации в "Челябинском рабочем" материала о массовых хищениях крышек с колодцев канализации и водопровода ("Черные дыры Челябинска",

12 февраля) в редакцию позвонил главный инженер МП "Многоотраслевое жилищно-коммунальное объединение" Б. Жуков и предложил свои рецепты борьбы с "общероссийской напастью".

В конце 70-х - начале 80-х годов Б. Жуков руководил областным управлением жилищно-коммунального хозяйства, до того - Челябинскими тепловыми сетями, где близко столкнулся с этой проблемой. Пытался найти инженерное решение. Бывая в командировках в Москве, искал ответы в патентной библиотеке, где знакомился с западной практикой. Но ничего путного не обнаружил. Поэтому стал собирать собственную библиотеку технических решений.

- В Германии и Чехии, - рассказывает он, - канализационные колодцы пробовали закрывать железобетонными "затычками" весом около 300 килограммов. Вручную такую крышку не поднять, приходится использовать специальные машины, вынимающие эти изделия из гнезд наподобие пробки из бутылки. Чем не решение? Для Европы - может быть. Но приходится быть реалистами. Немцы и чехи улицы моют, а у нас железобетонную пробку так зацементирует грязью, что вообще никто не откроет.

Не стал Б. Жуков уповать на мировой опыт и сконструировал люк, крышка которого не снимается, а откидывается, как у современного чайника "Тефаль", поскольку пристегнута к корпусу специальным соединением. У нее немало достоинств в сравнении с предшественницей, которая таит в себе опасность даже тогда, когда лежит на своем месте. При наезде на нее транспорта она может сдвигаться, выпадать из гнезд, а это создает угрозу для людей и машин. Люк с откидным "верхом" не боится наездов, он экономичнее - легче и дешевле. Но главное - закрепленную к корпусу крышку труднее умыкнуть, что особо актуально теперь, когда воровство изделий из металла приобрело характер национального бедствия.

- Есть умельцы, которые и сейфы вскрывают, - приводит свои аргументы Б. Жуков. - Но чтобы отцепить крышку от корпуса, придется попотеть, необходимы и специальные инструменты (соединение запросто не разрушить). А время - враг похитителей, как и шум. В Челябинске приблизительно 17 тысяч люков. Около половины установлено на тепловых магистралях, где давно применяются откидные крышки. Встречал их в Кургане, Куйбышеве, других городах. Но сложнее всего заинтересовать своих братьев-коммунальщиков, работающих в смежной области, эксплуатирующих объекты канализации и водопровода.

Автор не уверен, что все сразу получится идеально, есть вызывающие сомнение моменты. Он был свидетелем такой сцены: рабочие, чертыхаясь, сбивали лед с обычного канализационного люка, мороз и вода буквально припаяли крышку к корпусу. С изделиями его конструкции такого не бывает, так как они стоят на колодцах тепломагистралей, а установи их на холодном, непрогретом месте: Хотя, быть может, крючком поднять крышку и не так сложно. Пробовать, словом, надо, искать. Б. Жуков даже пообещал предоставить для испытаний несколько люков со склада своей организации.

Впрочем, есть и другой способ борьбы с похитителями. Ежегодно на городских инженерных коммуникациях ломается около четырех процентов крышек и двух процентов корпусов люков. Было время, засвидетельствовал редакционный гость, от частных лиц в металлолом не принимали даже этот "бой". Неплохо бы опять - назад в будущее. Если, конечно, возможно. n