22-02-2000


Наталья БОНДАРЧУК: "Мое кино поистине авторское"

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Она единственная дочь знаменитой актрисы Инны Макаровой и одна из наследников колосса российского кинематографа Сергея Бондарчука. Рано, с 16 лет, начав сниматься ("Ты и я", "Солярис", а всего - в 42 фильмах), она к 21 году получила еще и специальность кинорежиссера. Известен ее художественный сериал о Бэмби, много снято документальных картин.

Та необычная, фантастическая роль в "Солярисе" так запечатлелась в моем мозгу, что среди гостей недавно прошедшего в Челябинске кинофестиваля "Новое кино России" в располневшей даме

я не сразу узнала Наталью Сергеевну.

О личном

- Молчаливая, недоступная - такой вы мне почему-то представлялись, Наталья Сергеевна.

- Что вы! Я суперконтактный человек. Обожаю встречи со зрителями. Правда, когда я дома, в Подмосковье, то предпочитаю общаться с природой. Кстати, поселок Новодарино, где я живу, стоит рядом с селом Захарово, где провел Пушкин свои детские годы.

- Вы специально выбирали это место?

- Его выбрала мама, когда мне было шесть лет. Помню, когда мы туда приехали, было много грибов, и я полюбила это место навсегда - оно самое родное на Земле. Я даже свою маленькую студию в Москве назвала "Новый дар".

У меня двое детей, Машенька и Ванечка, - "комплект". Ваня почти закончил консерваторию, сейчас взяло верх его композиторство на синтезаторе. Он с четырех лет композиторствует. Пишет музыку для всех моих фильмов.

- А чем, простите, занимается папа детей, Николай Бурляев?

- Он плотно занят подготовкой к фестивалю "Золотой витязь". А еще строит собственный дом. Имеет еще дополнительно троих детей. Мы 17 лет вместе были, потом уже отдельно, но все равно... вместе. У нас с ним прекрасные отношения, я все про него знаю. Коля очень помогает детям, он очень ответственный в этом плане человек.

- Скажите, Наташа, что для вас значит авторитет вашего отца?

- Вначале даже мешал этот авторитет - я с трудом поступила во ВГИК, и Герасимов потом признался, сколько у него было гневных писем, что он якобы взял меня по блату. Но впоследствии... В жизни я с папой не очень много встречалась. Вижу эту личность, так сказать, на расстоянии. Лицом к лицу лица не увидать... Так вот это "на расстоянии" позволило мне разглядеть гигантскую, гениальную фигуру отца. Если бы он был близко и мы бы с ним на домашнем фронте "воевали", мне это, может быть, мешало. А сейчас я понимаю, что это титан кинематографа и равного ему в его направлении уже не будет. То, что Бондарчук - исключение, понимают не все кинематографисты, но крупные понимают: Михалков, например, многие западные деятели кино.

- Как он вас оценивал?

- Я не очень часто к нему обращалась. Он у меня дважды озвучивал фильмы как актер. Делал дубли, старался, потел - невероятно работоспособный человек и очень ответственный.

О работе

- Я снимала сначала художественные фильмы. Но когда отечественное кино стало разрушаться, я в 1996 году сняла последнюю картину "Просите, и будет вам" по рассказу Лескова "Зверь" - это двухсерийная телеверсия, а в кино она называется "Господи, услышь молитву мою". Там замечательно сыграла Наташа Белохвостикова, моя подруга по ВГИКу. Но и потом я ни дня не простаивала. Сначала работала в корпорации "Видеофильм", это была очень сложная перестройка - и техническая, и психологическая. Потом научилась сама снимать, монтировать - вот уж поистине авторское кино! У меня даже есть несколько авторских свидетельств, Госкино мне их выдает частенько. Четырехсерийную картину "Гималаи, обитель богов" (она шла по ТВ) я снимала в Непале, по сути, одна, с единственным помощником.

- То есть камера на плече...

- Две камеры! Я с двух камер снимаю. Потом материал монтируется.

- А сценарий пишется заранее?

- Понимаете, когда едешь в страну, которая тебе известна по книгам, и знаешь, что тебе нужно здесь найти, оно само как-то притягивается. Просто надо владеть темой. Кроме того, я по 50-60 книг читаю в момент монтажа в поисках аворского текста. То есть это наоборот делается - сценарий как бы внутри фильма заложен. Дело в том, что я в этой теме уже 20 лет. Общее название цикла - "Одухотворенный Космос". За последнее время я сделала около 17 картин на эту тему, они документально-публицистические, иногда с участием актеров, например "Путь сердца", отражающий трансгималайское путешествие Рерихов. Документальное кино в отличие от игрового диктует само по себе сюжет. Ловится момент, и ты должен его умело составлять.

О технике

- Я снимаю цифровой камерой. Во-первых, выигрывает качество кадра. Во-вторых, цифровое изображение записывается на компактные диски. Они намного дешевле, имеют столетний срок хранения в отличие от пяти-восьми лет бетакамовской записи. Кинопленка "живет" дольше, но ее неудобно хранить - бобины занимают много места, нужны особые условия, холодильники.... Мне очень понравился ваш "КиноМАКС", я сюда, наверное, привезу пробную штучку и посмотрю, соответствует ли она супертехническим возможностям. К сожалению, режиссеры старшего поколения напрочь отрезаны от технического прогресса, им неизвестен уровень таких кинотеатров, как ваш. Молодые ребята, в основном клипмейкеры, этой техникой быстро овладели. Я их называю "дельфины" - они мгновенно считывают информацию, компьютеризированы, на любых синтезаторах работают (у меня сын такой, ему сейчас 23), и, конечно же, они будут превалировать. Но у них нет нашей культуры, желания трудиться каждый день, потому что вокруг много соблазнов. Благодаря тому, что у меня вход в видеоизображение начался достаточно давно, но при этом за спиной - традиционная кинематографическая школа, я легко ориентируюсь в современных возможностях. Знаю, как работать с компьютером, как добиваться изображения. Стараюсь не влезать в дикие расходы. На нынешние кинофильмы тратятся миллионы, а возвращаются ли эти средства сборами от билетов?

- А вы все же где средства берете?

- Мне сейчас помогает мой район Одинцовский. Конечно, это очень маленькие деньги. Даже не буду говорить, какие, потому что мне кинематографисты не поверят, что так можно работать.

О Пушкине

- Сейчас снимаю картину об Александре Сергеевиче. Материала уже на 19 часов. Из них сделаю две полнометражные картины. Телевизионная версия будет состоять из 37 серий. Но я не намерена спешить. Если б я хотела, извините за грубость, продаться ТВ, у меня есть такая возможность. Но мне сказали: "Каждую неделю - по серии". То есть надо гнать. Но это же Пушкин! Мне иногда надо уйти в лес и подумать, что снимать. Один человек, актер, при случае мне рассказал, что снимался у Бондарчука в массовке в "Войне и мире". Говорит: "Я возненавидел твоего отца. Его ждут тысячи людей, кони, техника, а он лежит на диване и думает". Вот каково отношение масс к профессии режиссера. Дескать, чего там думать - делать надо, снимать... Пушкина играет молодой артист моего театра, детского профессионального театра "Бэмби" - Игорь Днестрянский, он же помогал мне как оператор в Непале, мы давно с ним сотрудничаем.

- А почему о Пушкине решили снимать? Это внутренняя потребность?

- Да, и колоссальная! По замыслам, в "Звезде пленительного счастья", где я играла Марию Волконскую, должен был быть Пушкин, но потом его не стало. Когда я начала снимать о нем документальные фильмы, поняла, что у меня затаенно осталась тема Марии и Пушкина. В своей новой картине я играю ее в том ее возрасте, который соответствует моему нынешнему. По сюжету, она живет на поселении в Иркутске, ее приезжает навестить Раевский, первый декабрист, вместе с дочерью. Начинаются воспоминания. И, как в магическом кристалле, рассматриваются все грани Пушкина. Мой сын Ваня играет роль Николая Николаевича Раевского, дочь Машенька играет две роли. Роль Алексадра Раевского играет ученик моего отца Александр Кулямин, мою Марию в юности - Сонечка Тарасян. Она моложе, чем Мария в "Звезде...", но так как я использую кадры из того фильма, она должна быть на меня похожа. Снимали в Одессе, Ялте, Кишиневе - пушкинские места. Я живу сейчас только этой работой. n