22-02-2000
Лидия САДЧИКОВА
Челябинск
Конечно же, в первые минуты публика смотрела на него не просто как на дирижера, а как на достопримечательность. Искали сходства со знаменитой мамой - Софи Лорен. Кто-то тихонько отметил: "Скулы - мамины, а вообще-то папин портрет". Папа - всемирно известный продюсер Карло Понти.
Еще перед концертом я пошла за кулисы взглянуть на гостя. Красавчик! Видно по манерам, что этот 26-летний элегантный мужчина, как говорится, из хорошой детской. (Я вспомнила, что в центре Рима экскурсантам непременно показывают одну из квартир Софи Лорен на верхнем этаже роскошного старинного здания).
Дмитрий Петрович Калягин, директор Уральского академического филармонического оркестра, которым на сей раз дирижировал Понти-младший, подтвердил мои предположения: Карло действительно очень хорошо воспитан и, невзирая на свои социальные корни, достаточно демократичен. Он уважительно относится к музыкантам, прекрасно общается с ними. Каждый из них становится ему близким человеком.
Как Понти очутился на Урале? (Перед выступлением в Челябинске он дал концерт в Екатеринбурге). Оказывается, благодаря контактам с главным дирижером и художественным руководителем оркестра Дмитрием Лиссом. Это тоже молодой, но уже снискавший всемирную известность дирижер. Он не первый год дирижирует также Российско-американским молодежным оркестром и Российским национальным оркестром. В Москве, когда Лисс готовил программу с Российским национальным оркестром, у них произошла встреча с Карло Понти, который там же отрабатывал с этим коллективом свою программу. Поначалу неофициальные, личные отношения и привели к сотрудничеству. Дмитрий Ильич предложил Карло Понти познакомиться с уральскими музыкантами. В этом проекте нет ни капли меркантильного интереса - только творческий. Кстати, в последнее время западные музыканты все больше стремятся к контактам с российскими коллегами. Но чаще работают в Москве, Санкт-Петербурге. А Понти "распечатал" Екатеринбургский оркестр.
- Каковы ваши впечатления от совместной работы? - спросила я господина Понти после концерта, который доставил зрителям массу приятных эмоций. Было удовольствием и лицезреть контакт дирижера с музыкантами.
- Я все время наслаждаюсь, - ответил господин Понти. - Это в достаточной степени подготовленный коллектив.
- Вы впервые так углубились в Россию. Что чувствуете здесь?
- Не считаю, что это провинция. Увидел замечательные театральные залы, искушенную публику.
- Почему вы стали дирижером? Ведь по образованию вы - пианист.
- Многие музыканты, если не уходят в исполнительство, посвящают себя дирижерской профессии. Это очень сложная работа, и ею занимаются только самые достойные люди. А вообще-то мне легче дирижировать, чем играть на фортепиано.
- Какой орган для процесса дирижирования главный - руки, сердце, мозг?
- Музыка должна исполняться в определенном темпе. Для этого важнее всего мое внутреннее чувство.
- У вас интересная манера - вы время от времени дирижируете как бы в поклоне. Этот поклон - музыке или музыкантам?
- Так я "помогаю" им сыграть трудные пассажи. А вообще важно, чтобы музыка звучала, а не то, как дирижер выглядит. Иногда я вопросы эстетики могу нарушить, но ход музыки - никогда.
- Кому вы должны сказать спасибо за то, что стали тем, кем стали?
- Моему отцу. Он почувствовал, где мне нужно применить способности. Он всегда очень хорошо чувствует талант человека и подсказывает, куда направить свои силы.
- А что, были и другие интересы в детстве?
- Садоводство. Люблю растения, и особенно тропические.
- Теперь это стало хобби?
- Да, так я расслабляюсь, это помогает мне быть в форме.
Потом я задала вопрос как бы себе: возможно, в карьере Карло помогает имя его родителей? Ответ мне подсказал Дмитрий Калягин.
- Нет,-сказал Дмитрий Петрович, - прежде всего этот человек старается ставить личные задачи и сам выполняет их. Семья семьей, но у него уже есть имя, и я возьму на себя смелость сказать, что, возможно, через несколько лет мы будем это имя вспоминать, как Артуро Тосканини. У Карло Понти хорошие руки, хорошая голова, великолепная энергетика, это и наши музыканты ощутили. А еще он хороший интерпретатор, об этом можно судить даже по нескольким произведениям. Я был невольным свидетелем того, как он работал с солистом - бережно, доброжелательно. И мне показалось, что у этого человека большое будущее. n