22-02-03


Вор в законе желает стать законодателем?

Рассказывает прокурор области Анатолий Брагин

Криминальные структуры девяностых годов начинали c установления контроля над малым бизнесом: рынками, розничной торговлей, автостоянками. Первоначально предприниматель облагался простейшей данью, получая взамен так называемую "крышу", и "авторитеты" тех лет еще не посягали на участие в экономике и производстве в силу своей неподготовленности. Единственно, на что они были способны на том этапе криминализации, - чисто силовое давление на предпринимателей в пределах отведенной им зоны влияния: авторитеты старались не выходить за границы своих районов, установленных на "сходках", "стрелках" и прочих уголовных сборищах.

Не снимая вины с правоохранительных органов (решающей вины!), отмечу как первопричину захвата авторитетами бизнеса общую ситуацию того времени: неуправляемый государством небывалый рост торговли, вызванный известным указом, и параллельная потеря населением традиционных рабочих мест. Тысячи инженеров, учителей, рабочих стали "челноками", продавцами, снабженцами, поставщиками - и неминуемо попали под пресс криминала.

На последующих этапах криминал "входил в долю", а затем и полностью захватывал малый и средний бизнес, освоив азы экономики, взяв в собственные руки бухгалтерию и финансы. К потерям общества, вызванным этими действиями криминала, надо обязательно отнести огромную потерю объема налоговых сборов, небывалый рост черного "нала", так как новые хозяева малого бизнеса меньше всего думали о первой обязанности бизнеса - уплате налогов.

Все большее проникновение криминала в экономику заставило его задуматься о легальном участии в законодательной и исполнительной власти. Во-первых, надо было законным путем закрепить за собой награбленное, во-вторых, тем же способом способствовать теперь уже не просто грабежу, а фактической экспансии, захвату целых отраслей экономики и производства. Перекосы приватизации криминализировали экономику, а это создало мощную финансовую базу для входа криминала во власть.

Я лишь напомню некоторые факты, ставшие символическими в проблеме, о которой мы сегодня говорим. Главой города Ленинска-Кузнецкого был избран авторитет с богатым уголовным прошлым. Удерживает власть в огромном волжском городе человек с открытой судимостью. Только покойный генерал Лебедь сумел воспрепятствовать вхождению во власть Анатолия Быкова. Хочу подчеркнуть, что эти факты отнюдь не вчерашней значимости. Буквально на днях пришли сообщения о реальном захвате уголовными бандами производственных и социальных сфер деятельности в Волгодонске, Кимрах. На слуху еще массовое убийство стариков в глухой деревне Владимирской области...

Прокурор обязан определить комплекс мер, способных предотвратить все более очевидную попытку криминала по захвату легальной власти. Правоохранительные органы области сумели разобраться в новой для нашего общества ситуации и сегодня способны противостоять криминализации властных структур. Эта работа выстраивается теперь совместно с новыми общественно-партийными формированиями и действующими, законно избранными структурами власти. Но, понятно, главную роль в этой работе мы отводим правоохранительным органам, способным консолидировать свои все еще немалые материальные и человеческие ресурсы не только в профилактике, но и в пресечении попыток уголовных авторитетов войти во власть. Я бы сказал здесь даже жестче: мы готовы на этом участке борьбы вести огонь на поражение.

Вор в законе должен сидеть в тюрьме, а не творить законы для миллионов свободных, честных, законопослушных людей. Ну, а всем, кто собрался во власть, чтобы строить нам жизнь "по понятиям", прокуратура обещает: депутатской и прочей неприкосновенности не будет.