22-04-04


Об "учительских" фамилиях

Еще один способ повысить престиж достойной профессии

На недавнем челябинском фестивале "Новое кино России" был показан фильм Алексея Учителя "Прогулка".

Увидев фамилию Учитель, я вспомнил, как лет 15-20 назад один мой тогдашний друг, еврей, однажды сказал:

- Почему у вас нет таких фамилий, как Учитель, Учителев, Учителевский, Учителенко? А у нас фамилия Меламед, значащая "учитель", довольно распространена.

Помню, этот вопрос вызвал у меня недоумение: в самом деле, почему? Ответа тогда я не сумел дать. Но, видно, этот вопрос надолго и накрепко застрял в моем мозгу, раз я возвращаюсь к нему через столько времени.

В русском языке имеются многочисленные фамилии, произведенные от названий профессий: Токарев, Плотников, Рыбаков, Коновалов (коновалами прежде называли ветеринаров), Писарев, Прокуроров, Воинов, Попов и т.д. Пожалуй, не было ни одной профессии в старой России, которая бы не породила соответствующую фамилию. Кроме профессии учителя. В чем причина?

Непонятно. Но сделать хоть какой-то первый шаг в объяснении этого факта нужно, чтобы в конце концов прийти к удовлетворительному пониманию причины этого пробела.

На сегодня у меня есть одно объяснение, вероятно, не самое точное, не самое полное, не самое исчерпывающее, но довольно правдоподобное. Поделюсь им.

Иисус Христос сказал о книжниках и фарисеях, что они "любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: "учитель! учитель!" (Матфей, 23:6-7). Затем он сказал своим ученикам: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - Братья" (Матфей, 23:8).

Это указание было осуществлено в России (и в Европе): обращение "учитель!", столь обычное и привычное в Израиле и других странах Востока, совершенно не употреблялось в ней. Очень возможно, что и "учительские" фамилии вроде Учителя, Учителева, Учителевского, Учитиленко не появились из-за этого указания: если бы кто-то попытался взять себе одну из таких фамилий, на него сразу же ополчились бы церковники, и ему было бы несдобровать.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года по России прокатилась волна замен плохих фамилий на нормальные. Люди меняли свои неблагозвучные фамилии, в первую очередь такие как Дураков, Негодяев, Холуев, на какие-либо приемлемые для них самих и для общества в целом. Казалось бы, среди новых фамилий могли бы появиться и "учительские". Ибо отношение к учителям изменилось радикально: если до революции богатые хамы без зазрения совести и безнаказанно иногда говорили "учителишка" вместо "учитель", то после революции социальное значение учителей несоизмеримо выросло, что превосходно выразил В.И. Ленин: "Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, и не стоит, и не может стоять в буржуазном обществе".

Но эта прекрасная идея В.И. Ленина об учительстве не смогла переломить вышеприведенное указание Иисуса Христа, которое, видно, накрепко засело в подсознании народа. И "учительские" фамилии не появились. Фамилии, оставшиеся от феодально-крепостнических времен, такие как Генералов, Баринов, Сенаторов, показывающие, что предки их носителей - крепостные крестьяне, принадлежали какому-то генералу, или барину, или сенатору, сохранились до сих пор, а "учительских" так и нет.

Можно ли признать их отсутствие малозначительным фактом и в общем-то терпимым?

Возьмем человека с фамилией Пекарев. Он имеет полное право гордиться своим предком - честным тружеником, пекарем по профессии. Слесарев тоже имеет полное право гордиться тем, что происходит от трудящегося, труд которого нужен обществу. И Аптекарев имеет аналогичное право. Уважение к труженику любой профессии было отражено в 1930 годы в замечательном стихотворении:

Нынче всякий труд в почете,

Где какой ни есть.

Человеку по работе

Воздается честь.

Как мы видим, одной из форм проявления уважения к трудящимся различных профессий является создание фамилий, произведенных от названий их профессий. Значит, отсутствие "учительских" фамилий свидетельствует, по крайней мере, о недостаточном уважении к профессии учителя. Надо преодолеть этот недостаток. У нас тоже должны появиться "учительские" фамилии. Нам не следует отставать от евреев (Алексей Учитель, упомянутый в начале данной статьи, - скорее всего еврей, заменивший свою еврейскую фамилию Меламед на ее русский перевод: "учитель"), а также от англичан (у них есть фамилия Teacher, значащая "учитель"), немцев (у них есть фамилия Lehrer, тоже значащая "учитель") и др. Нужно провести разъяснительную работу среди населения, с тем чтобы люди, носящие неблагозвучные фамилии, имели бы в виду, что в число рассматриваемых ими вариантов новой фамилии полезно было бы включить и "учительские", мысленно "примерить" их к своей духовной сущности и, может быть, выбрать себе одну из таковых. Есть смысл подумать также и о том, чтобы давать их и некоторым воспитанникам детдомов. Благородная профессия учителя вполне заслуживает отражения в наших фамилиях.

На этом хотелось бы закончить статью. Но не получается. Так и слышатся голоса критиков: "Вы считаете, что одного только появления "учительских" фамилий будет достаточно, чтобы народный учитель был поставлен на должную высоту? Фамилии - это только слова. А одними словами разве можно достичь чего-либо?"

Вопросы правильные. Ответ будет таков.

В каждом деле есть две стороны: материальная и духовная, неразрывно связанные и неотделимые друг от друга (как неотделимы северный полюс и южный полюс магнита). В деле повышения значения народного учителя в обществе тоже есть эти две стороны. Создание "учительских" фамилий могло бы стать шагом к достижению этой цели в духовном плане.

А что нужно в материальном плане? Такой вопрос можно и не задавать, ибо ответ на него известен всем и ясен как Божий день: высокая зарплата.

Георгий БОГДАН