22-05-01
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Вот и добрались до финишной прямой. И поняли, что все смертельно устали. И учителя, на которых нет лица. И ученики, не успевшие поверить в свое счастье, что впереди - каникулы. Будто школа - место танталовых мук. От чего так устали и педагоги, и дети? Беседую с заместителем начальника главного управления образования (называю старую должность, поскольку структура нового управления, объединившего общее и профессиональное образование, еще не утверждена) Т.В. Абрамовой:
- Год был очень напряженным, - рассказывает Татьяна Владимировна. - Наконец-то наши школы могут получить статус, на который они претендуют: лицея, гимназии, школы с углубленным изучением предметов. В области началась аттестация образовательных учреждений. Она продлится до 2002 года. Работа очень важная как для школы, так и для ученика, его родителей. Люди будут знать, в какое образовательное учреждение они поступают. Что оно даст при выпуске? За что придется платить, а за что - нет?
- Родители пока еще не разобрались в элементарном: чем отличается лицей от гимназии?
- Лицей предполагает углубленное изучение предметов естественно-научного цикла. Гимназия - гуманитарного.
- Вариантов хоть отбавляй! Но как выбрать школу под ребенка? Нельзя ли помочь родителям справочной литературой? Наподобие той, которую выпускают для поступающих в вузы?
- Справочники, где описаны программы не только школ, но и детских садов, есть уже во многих территориях. Как только закончим аттестацию, можно будет издать сборник и на областном уровне.
- А пока что делать родителям?
- Идти в школу по месту жительства. Возможно, она как раз и предложит то, что ищут родители. Советую взять с собой и ребенка. Ведь в конечном счете хорошая школа - это та, в которой будет хорошо ему.
Не откажут родителям в справочной информации и в районо.
- Обязаны ли будут родители платить за учебу в "продвинутых" лицеях и гимназиях?
- За углубленное изучение предметов научного цикла в лицее платить не нужно. Так же, как в гимназии - за гуманитарный цикл. Родители обязаны оплатить лишь дополнительные образовательные услуги, если они в них нуждаются и если образовательное учреждение имеет на них лицензию.
- С нового учебного года некоторые школы уже перейдут на 12-летнее обучение. Как много их будет в нашей области?
- Эксперимент коснется 245 образовательных учреждений и географически охватит практически все районы области.
- Речь идет только о первоклассниках?
- И о десятиклассниках тоже. Благодаря переходу на 12-летку ребята получат возможность определиться с выбором профессии, подготовиться к ней. Начальная профессиональная подготовка в стенах школы особенно важна для сельских учеников. Ведь не все поедут учиться. Поэтому ребенок должен получить профессию, востребованную в той местности, в которой он живет. Опыт интеграции общего и профессионального образования есть уже в целом ряде регионов.
- Не слишком ли мы увлекаемся экспериментированием?
- А это все как бы единый эксперимент по переходу школы на 12-летнее обучение. В рамках его отрабатываем разные моменты. Сегодня стремимся к тому, чтобы все дети прошли подготовку к школе в детских садах. Если у родителей нет возможности платить за детский сад, то они могут привести своего малыша на три часа только на занятия. Кратковременное пребывание в детском саду развивает ребенка.
В рамках эксперимента в школах появились, например, учебники математики для гуманитариев. Раньше такого не было. А математики будут изучать историю и литературу по своим учебникам, не таким, как у гуманитариев. Но все получат минимум знаний, о котором так много говорим.
И как продолжение этого - введение единого государственного экзамена, который все дети будут сдавать одновременно. Наконец-то мы достигнем образовательного стандарта. Пока же существует множество стандартов. "Подготовлю в медакадемию к экзамену по химии", - читаем в одном объявлении. В другом - по тому же предмету в ЧелГУ. Стало быть, у медакадемии - один стандарт, а у ЧелГУ - другой. А ведь так не должно быть.
Ничего не сказала еще про компьютеризацию сельских школ. А ведь она откроет перед ребятами новые горизонты, позволяя входить в Интернет, получать информацию. И еще одна хорошая новость. Мы выиграли грант в 140 тысяч долларов США для создания регионального информационного центра по книгопечатанию. Прикинули, что накладные расходы на приобретение учебно-методической литературы снизятся почти в четыре раза.
- Это будет завтра. А сегодня приближаются выпускные экзамены. Не ждут ли родителей и детей здесь какие-то сюрпризы?
- Впервые выпускникам 11-го класса предложили написать изложение. Скажем, с элементами рассуждения на литературоведческую тему и т.д. Этот экзамен будет проходить 28 мая. Если выпускник останется не удовлетворенным своей оценкой, то 1 июня он может прийти на свой традиционный экзамен. Есть изменения в проведении экзамена по математике. Появился сборник экзаменационных заданий. Секретный пакет обозначит лишь номера из него.
Детям, болеющим длительное время, находящимся на санаторном лечении, инвалидам разрешили наконец-то сдавать экзамены в щадящем режиме. Есть приказ министерства по этому поводу. Хорошо, что мы стали думать о здоровье детей.
- Но почему же дети так сильно устали?
- Из-за сильных морозов зимой пропустили немало занятий. Догонять всегда трудно. А весной на ребенка начинают психологически давить со всех сторон. Учителя, родители, которым вдруг захотелось, чтобы ребенок получил хорошую итоговую оценку. Ребенку бывает трудно и потому, что школа, к сожалению, мало учитывает его индивидуальные особенности. Новый базисный учебный план позволит реализовать индивидуальный подход. И это непременно облегчит труд ребенка в школе. n
"Каким был для вас прошедший учебный год?"
Наталья Витальевна Ермакова, директор школы N 5, г. Челябинск:
- В нем было все: и радости, и праздники, и победы. Мы очень рады, что наш ученик Николай Пеньков показал отличные знания по информационным технологиям и сейчас готовится к участию во всероссийской олимпиаде.
Татьяна Александровна Белых, мать ученицы 5-го класса:
- Этот год был трудным для нас потому, что мы перешли из начального звена в среднее. Но нам повезло с учителями. Особенно с Ренатой Михайловной Ждановой, которую мы очень любим.
Правда, детям все равно тяжело учиться. Делать уроки, читать книги. Радуются, если заболели:
Людмила Викторовна Черных, киоскер:
- Мой ребенок очень устал, потому что занимается по углубленной программе. Год заканчиваем, можно сказать, на последнем издыхании. Учителя завалили домашними заданиями. А ведь весна все же, авитаминоз:
Семиклассник Саша Иванов:
- Век бы этой школы не видать! Надоело все: