22-05-07
Андрей Александрович Кабыш - уникальная личность. Иногда кажется, что ему достался очень добросовестный ангел-хранитель. Судите сами: прошел через кровавую мясорубку войны, остался живым, а затем посвятил себя ветеринарии, стал доктором ветеринарных наук, профессором, академиком Российской академии естествознания. 49 лет он возглавлял кафедру патологии и терапии животных в Уральской государственной академии ветеринарной медицины и сейчас продолжает читать лекции студентам, вести научную работу. Автор более 300 научных работ. Кабыш зарегистрировал шесть изобретений, издал две монографии, стал соавтором четырех книг и одного учебника.
И, наконец, Андрей Александрович еще в одном серьезном деле рекордсмен. Недавно ему исполнилось 90 лет! Как тут не вспомнить об ангеле-хранителе! В этот день Кабыш взошел на кафедру перед студентами и начал свой очередной лекционный курс. Как говорят его коллеги, интерес к жизни у Андрея Александровича не соответствует возрасту. Он чувствует себя намного моложе.
Жизнь, а значит, и обязательные трудности люди переносят по-разному: одни ищут виновных, другие прячут голову в песок, кто-то хватается за рюмку, жалуясь на сложности, а такие личности, как Кабыш, выводят закономерности и упорно строят свою стратегию бытия. Поэтому, возможно, ангел-хранитель тут и ни при чем. Попробую выяснить это у самого Андрея Александровича.
Его самые яркие воспоминания детства связаны со временем, когда они со старшим братом ушли из родительского дома, чтобы самим зарабатывать себе на жизнь и хоть как-то прокормиться. Андрею тогда было 12, а Трофиму чуть больше - 14. В Брянской области был сильнейший голод. Зарабатывали братья тем, что ходили по школам и ремонтировали мебель, за это их кормили.
Несмотря на трудное материальное положение, Андрей успешно закончил семь классов. Особая склонность была у него к математике. И учитель Конон Романович Абель заметил это, предложил заниматься с ним дополнительно. Когда они с братом и его друзьями уехали в Новгород, Андрей сразу после семи классов поступил в физико-математический институт, сдав математику на отлично. Но студентом стать не удалось, так как Андрей неожиданно заболел и попал в больницу.
Пока лечился, институт из Новгорода перевели в Псков, в пограничный город, а туда без паспорта не пускали. У Андрея же не было никаких документов. И как знать, как сложилась бы дальнейшая его судьба, если бы не попал в ветеринарный техникум.
- Вышел я из больницы уже в сентябре, куда идти, не знаю. Ноги сами привели в техникум, - рассказывает Андрей Александрович. - Попросился переночевать. Разрешили, но с условием, что буду поступать в этот самый техникум, так как занятия начинались там с 1 октября. Делать нечего, согласился и за один день блестяще сдал все экзамены.
Проучился он в техникуме четыре месяца, а тут снова объявляют набор в институт, только на исторический факультет. Андрей и туда с легкостью сдал экзамены. Пришел к директору ветеринарного техникума Елене Лаврентьевне Гросс и попросил выдать справку, что она не против его ухода. Елена Лаврентьевна спросила, мол, по какой причине он уходит. На это Кабыш ответил: "У вас 500 грамм хлеба выдают, а там по 900". Тогда она вызвала свою помощницу и дала указания на несколько месяцев увеличить норму продуктов Андрею Кабышу.
Учился Андрей с большим желанием и на отлично. За это его часто премировали, а однажды выдали новые брюки. После второго курса поехал к себе на родину, чтобы документы оформить, но по дороге его обворовали. Все вещи украли. Но больше всего он жалел об одной старинной вещичке - бритве "Золингем", которую брат нашел в одном из монастырей. А он выменял у него на нож. Так зато этой самой бритвой у всех парней техникума под ноль волосы сбривали.
Приехал он к себе в деревню и написал письмо в техникум, что, мол, вернуться не имею возможности, поскольку в дороге несчастье произошло. Очень удивился Андрей, когда Елена Лаврентьевна выслала денег на обратную дорогу. Теперь уж судьба прочно связала его с ветеринарным делом. После окончания техникума Кабыша без отработки направили на учебу в ветеринарный институт в Ленинград.
22 июня 1941 года должен был сдавать государственный экзамен по терапии. В полдевятого утра он по обыкновению пошел в публичную библиотеку, чтобы получше подготовиться к экзамену. В 12 часов заходит в зал библиотеки военный в морской форме и объявляет, что началась война. Через несколько минут библиотека опустела. В этот день в два часа дня Кабыш сдал на отлично государственный экзамен, а через два часа он вместе со всеми копал в Ленин-граде окопы.
- Я не мог представить, что такое война. Во время финской, правда, часто ездил на линию фронта. Как председатель студсовета увозил бойцам теплую одежду, которую мы собирали в институте. Да в госпиталь часто ходили к раненым. Так что представление о войне имел, но что будет на этот раз - никто не знал.
Под Кингисеппом Кабыш в составе добровольческой части участвовал в своем первом бою. Тогда на 250 ополченцев приходилась одна винтовка. После того боя из 17 тысяч человек осталось около 150 солдат. Среди них был Андрей Кабыш, который вынес на себе раненого товарища. Затем - госпиталь, курсы усовершенствования врачей, работа в военном ветеринарном лазарете в городе Сокол, далее служба в артиллерийском полку. Служил на Калининском, Втором Балтийском, Третьем Украинском фронтах. Сражался до самого последнего дня войны. Победу встретил в Румынии.
Жаль только, что брат пропал без вести где-то под Одессой, 21 октября 1943 года. Последнее письмо от Трофима Андрей получил в феврале 1942 года, хотя датировано оно было июлем 41-го. Брат писал, что по некоторым обстоятельствам оказался в Одессе. Андрею наказывал поступать обдуманно и постараться окончить институт. К сожалению, обратного адреса на конверте не было. Трофим не знал, что Андрей к тому времени уже окончил институт и если бы не война, уехал бы по направлению работать в Китай.
- Знаю, что мой брат был радистом. А вот как он погиб и где похоронен? Куда только не писал, чтобы хоть какую-нибудь информацию о нем получить. Все напрасно.
Андрей Александрович рассказывает о том времени, а я поражаюсь, насколько он все помнит до мельчайших подробностей: своих первых преподавателей в школе и техникуме, военные годы, боевых товарищей.
Еще во время войны Кабыш помогал больным и раненым фронтовикам, а после войны он, уже молодой кандидат ветеринарных наук, изучая заболевания животных, о которых в литературе почти ничего не было известно, выявил, что такие же недуги часто встречаются у людей.
Началось все в 1952 году. Андрей Александрович тогда работал в Троицке в ветеринарном институте, поехал в командировку в Брединский район лечить истощенных животных. С ними творилось что-то невероятное. Часто отказывались от отменных кормов, которых было предостаточно, а всякие тряпки, кости и резину зажевывали с удовольствием. Ученые провели эксперимент. Приготовили 76 кусочков обработанных костей и рассыпали их по пути следования стада в сто коров. Прошли животные и все кости сглодали. Не хватало чего-то коровам в организме. Кабыш изучил местность, определил причины эндемических заболеваний и нашел метод их лечения.
В Бредах к Кабышу подошла одна женщина и рассказала, что у нее на руках страшная экзема. Попробовала лечиться тем же лекарством, что он прописал корове. Помогло!
Молва о ветеринарном докторе, который избавляет от недугов не только зверей, но и людей, разнеслась быстро. И потянулись к доктору Кабышу люди со своими страшными болячками. Экземы, псориазы различной степени тяжести, аллергии, выпадение волос и другие заболевания, трудно поддающиеся лечению... Он всем старался помогать. Через его клинику только за последние десять лет прошло 13 тысяч 104 человека. К каждому больному у Кабыша свой индивидуальный подход. Он учитывает много факторов: где жил человек, чем лечился, каковы результаты лечения, учитывает состояние всего организма, делает множество анализов мочи, желудочного сока, раскладывая и сопоставляя их с нормой, смотрит результаты, изучает и подбирает лекарство.
У Кабыша были пациенты из Германии, Израиля, Франции. Андрей Александрович показывает мне недавнюю фотографию, на которой его обнимает мальчик, живущий в Германии. А история такая. У малыша было страшное поражение кожи. Куда только родители не обращались за помощью, ничего не помогало. Мальчик не мог ходить, его купали только в одежде. Месяц они пробыли в Троицке, лечились у Кабыша. Ребенок пошел на поправку. И таких историй множество, хоть книгу пишу. Люди приходят уже отчаявшиеся, после 16, 20 лет болезни. Причем за лечение Кабыш ни копейки не берет, пациенты оплачивают только реактивы и лекарства.
Спросила: почему? Он ответил:
- Ко мне обращаются люди со своим болезнями, в большинстве своем небогатые. Как я могу с них деньги брать, если им и так тяжело?
- Андрей Александрович, как жизнь воспринимается вами сейчас?
- Кое-чему радуюсь, например что в магазине все есть, а в душе расстроен тем, что происходит в нашем обществе. Одни люди беднеют, а другие богатеют. Посмотрите, как подорожала наша жизнь. Да вот элементарно - конверт стоил пять копеек, теперь восемь рублей. Для чего это делается, чтобы люди не писали друг другу писем? И самое страшное, что происходит душевное обнищание, а Россия, она всегда держалась на духовности.
- О чем вы мечтаете?
- Чтобы народ наш жил нормально и люди поменьше болели, чтобы власть заботилась о людях.
Секрет долголетия профессора прост. Кабыш много работает, почти 20 часов в сутки. Встает в пять утра и занимается обработкой анализов. Записывает в журнал, по-прежнему регистрирует все результаты. А к девяти часам каждый день приходит в академию, на свою кафедру.
Андрей Александрович Кабыш, кажется, забыл о времени и о себе, он помнит только о своих делах, о людях и своем предназначении: бескорыстно помогать тем, кому может помочь.
Марина КЛАЙН